
Здравствуйте уважаемые читатели !
Многие из Вас, скорее всего, читали книгу Р. Чалдини «Психология влияния».
Роберт Б. Чалдини. «Психология влияния».
Издательство: Питер. 2009 г.
Роберт Чалдини (родился в 1945 г) — профессор психологии Аризонского университета в Темпле, специалист в области экспериментальной и социальной психологии.
Другие книги Р. Чалдини:
1. Чалдини Р., Мартин С., Ноа Гольдштейн Н. Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным . «Манн, Иванов и Фербер», 2013.
2. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
*****
«Психология влияния» — серьезный труд, в котором на самом современном научном уровне анализируются механизмы мотивации, усвоения информации и принятия решений.
Книгу рекомендуют в качестве одного из лучших учебных пособий по социальной психологии, конфликтологии, менеджменту.
В ней описаны основные спусковые механизмы манипуляции, множество примеров и рекомендаций как противостоять этим манипуляциям.
Как написано в одном из отзывов к этой книге «Общий девиз книги - "Не будь дураком".
Описанные механизмы (для кого-то это «прописные истины») работают и их нужно знать, чтобы не позволять другим использовать себя, и для того, чтобы самим извлекать пользу из межличностных отношений.
В данной книге 8 глав:
Глава 1. Орудия влияния. Щелк и зажужжало.
Глава 2. Взаимный обмен. Дай и бери.
Глава 3. Обязательства и последовательность.
Глава 4. Социальные доказательства.
Глава 5. Благорасположение.
Глава 6. Авторитет. Управляемое уважение.
Глава 7. Дефицит.
Глава 8. «Быстрорастворимое» влияние.
Но я собственно, хочу сказать даже не о том – какая это полезная и интересная книга. Я обращу внимание на другое:
Сколько принципов вы применили на практике, после прочтения данной книги?
Скорее всего все сводится к тому, что про книгу могут сказать – да читал, интересно, понравилась.
Но чтение ради чтения, а точнее перенос данных книги с одного носителя (печатного) в другой (мозг) – это просто потеря времени. Пока речь идет не о художественной литературе, а о деловой.
Чтение деловой литературы должно заканчиваться – действием, планом действий, формированием привычки, навыка.
Расширение кругозора – это тоже цель, но даже в этом случае, желательно чтобы полученные знания расширяли кругозор в какой-то выбранной области, а не просто так – «обо все понемногу – уже хорошо».
Ведь вы взяли конкретную книгу не просто так, а по какой–то причине.
Возможно – это просто любопытство. Но лучше если бы был какой-то мотив – цель, вопрос, проблема, которую вы хотите решить с помощью книги.
Итак, книга прочитана – что и как я могу использовать.
Можно составить конспект, можно Mind Map (карту памяти), можно сделать выписки, много чего можно – вопрос зачем ?
Как превратить данные, изложенные в книге в информацию для вас лично ? В этом задача.
Главное что можно вынести из указанной книги — это наши автоматизмы. В эпоху информационной перегрузки, быстротечности и разнообразия – человек принимает стереотипные решения (некогда думать). Скорее всего это лишь автоматические реакции нашей психики.
Как пишет Р. Чалдини «.. мы сами сделали себя относительно неполноценными, построив чрезвычайно сложный мир».
«Принимая решения, мы будем все реже в полном объеме осмысливать ситуацию и все чаще будем концентрировать свое внимание на каком-то одном, скорее всего, самом характерном, элементе доступной нам информации».
И тот, кто знает, на какую информацию мы обращаем внимание – может манипулировать нами, запуская наши стереотипные реакции.
«Профессионалу уступчивости» может потребоваться всего лишь одно правильно выбранное слово, которое «включит» внутри человека запись автоматического поведения».
Поняв в каких случаях мы принимаем решения автоматически под влиянием манипуляций – можно противостоять этим манипуляциям.
Как это сделать?
Сначала правильно поработав с этой книгой.
Для использования полученных знаний необходимо сделать перевод данных книги в информацию, а затем в действия.
Информацией данные из книги станут в том случае если у вас есть проблема или цель, т.е. мотивирующее начало. Которое сподвигнет вас на выработку конкретных действий, а не просто на составление карты памяти книги.
*****
Например одно из действий которое возможно попробовать на практике.
Консультант в торговом зале так красиво расписал преимущества товара, так обаятельно с вами общался, так вас к себе расположил, что вы уже и забыли про товар. И покупаетесь на это обаяние.
Действие: остановиться перед принятием решения и подумать – это «ловушка» со стороны продавца и я покупаю доброжелательное отношение (чаще манипуляцию) или мое осмысленное решение купить этот товар, потому-что именно его характеристики мне подходят.
Остановиться и подумать – затем принять решение.
По каждой главе можно составить короткую инструкцию – стратегию, как поступать при той или иной манипуляции. А уже затем опробовать это на практике.
Но все же не стоит становиться слишком «зашоренным» и считать, что все кругом и рядом только и хотят вас обмануть. В книге множество примеров поведения в той или иной ситуации и вдумчивый читатель сможет сам разобраться, что ему взять в применение.
Моя же цель данной статьи – показать, что чтение должно заканчиваться конкретными действиями, вытекающими из прочитанного.
Иначе через день вы скажите – «да надо попробовать, интересно».
Через неделю — «читал, интересно».
Через месяц – «читал, но уже не помню деталей».
Через год – «что-то такое читал, но уже не помню что».
Потерянное время – которого, так не хватает и которое так неэффективно расходуется.
Думаю это не про моих читателей. И у них не возникает вопроса после прочтения какой-либо книги – зачем я это читал?
С уважением, Медведев Николай.
Да, вы правы, сейчас так много информации, столько советов, столько книг интересных. И все хочется прочитать, и кажется, что все знания очень нужны.
И порой действительно получается, что книга, основной целью которой дать конкретные советы, показать практическое применение, становится просто художественной литературой.
Для себя я выработала такую методику чтения:
1. Определить зачем читать эту книгу. Составить список вопросов к книге (хотя бы мысленно).
2. Прочесть книгу, уделяя особенное внимание тем главам или абзацам, которые отвечают на поставленные вопросы.
3. Делать пометки в книге. Желательно не просто подчеркивать, а ставить на полях информационные пометки и писать заметки.
4. Составить интеллект-карту. Это поможет переработать книгу еще раз и боле вдумчиво. В интеллект-карте всегда делаю теги или отдельную ветку «В работу» или отмечаю вопросы для фрирайтинга.
5. Пересматривать интеллект-карту хотя бы раз в год, таким образом вспомнить содержание книги и возможно взглянуть на нее под новым углом, исходя из полученного опыта.
Спасибо, Татьяна за комментарий!
Очень грамотный подход.