CqQRcNeHAv

Возрастное восприятие художественного произведения

«Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами». А. Твардовский.

Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда при обсуждении какого-либо произведения – высказываются совершенно разные мнения. И чем больше возрастной разрыв обсуждающих, тем контрастнее мнения.

Прекрасно сказал по этому вопросу актёр и театральный педагог И. Н. Певцов: «Мне всегда казалось, что, когда мы что-нибудь читаем, мы понимаем только то в читаемом, что составляет комплекс наших собственных (для данного периода) чувств, мыслей и знаний, или то, что составляет уже канун наших познавательных способностей, все же остальное проходит, как бы не задевая нашего существа.

Читая Пушкина в 14 лет, я читал себя четырнадцатилетним; читая, скажем, в 30 лет, — себя в 30 лет; и, наконец, читая теперь, читаю себя, едущего из Фрунзе в Ленинград и пишущего эти строки».

Понятно — меняется человек — меняется восприятие литературного произведения.

Почему же мы воспринимаем произведение по- разному? 

Скажу сразу, что различие в восприятии касается в большей степени значимых произведений.

Как заметил К. Прутков: «Сразу понимаются только явления обыкновенные, посредственность, пошлость. Едва ли кто оценил бы Гомера, Шекспира, Бетховена, Пушкина, если бы произведения их было воспрещено прослушать более одного раза

левидовВ книге А. М. Левидова «Автор — образ — читатель» (Л.: Изд-во ЛГУ, 1983) приводится объяснение нашему возрастному различию в восприятии.

Читателю, стремящемуся к развитию своего читательского Мастерства, будет небезынтересно прочесть эту книгу.

 

 

 

Я же остановлюсь лишь на одном элементе – повторном чтении.

 

Повторное чтение

Повторное чтение произведения может быть "онтогенетическим" и "филогенетическим".

Под "онтогенетическим« понимается перечитывание одного и того же произведения одним человеком, но в разном возрасте.

При этом его возраст, жизненный опыт, образование, умственное развитие, политический кругозор — так или иначе, сказывается на восприятии литературного произведения.

 

„Филогенетическое“ перечитывание — перечитывание какого-либо одного произведения различными поколениями.

„Онтогенетическое“ перечитывание характеризует культурный уровень читателя, его кругозор, степень его эстетического развития.

При „филогенетическом“ перечитывании, каждый писатель занимает то место, какое ему надлежит; незначительное или ничтожное отсеивается, а значительное или великое живет.
Отсюда мы имеем то, что называем «классика», — произведения, прошедшие проверку временем и нашедшие отклик в разные эпохи, у разных поколений.

******

Бернард Шоу как-то сказал, что некоторые книги нельзя должным образом оценить и, следовательно, не стоит читать, пока человеку не перевалит за пятьдесят.

Поэтому не стоит слишком увлекаться доказательством правильности только своего понимания какого-либо произведения другому человеку. Все люди разные, у всех разный жизненный опыт, кругозор, следовательно, будет разным и восприятие.

В то же время можно и задуматься, — почему у вашего собеседника именно такое понимание и возможно, есть чему поучиться, особенно если он более зрелый и опытный человек.

Как пример:
„Недавно как-то мне случилось, - пишет Достоевский, — говорить с одним из наших писателей (большим художником)... Я именно заметил ему перед этим, что я, чуть не сорок лет знающий „Горе от ума“, только в этом году понял как следует один из самых ярких типов этой комедии, Молчалина, и понял именно, когда он же, т. е. этот самый писатель... разъяснил мне Молчалина, вдруг выведя его в одном из своих сатирических очерков».

*****

В своей статье «Что означает Понять прочитанное?» я приводил семь уровней понимания.

Какой уровень для Вас наиболее привычен ?

И задумывались ли Вы над тем, чтобы повысить свой уровень. Или устраивает и так.

Было бы интересно узнать Ваши мнения. Пишите в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.