
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Тема "Внимание" неоднократно рассматривалась на блоге.
Например «Почему уходит внимание», «Игры внимания», «Наше внимание требует внимания» и другие.
Решил привести данную тему в некую систему, поскольку все больше убеждаюсь в ее важности не только для чтения, но и для жизни в целом.
«Не хватает внимания», «уделите этому внимание», «стал невнимательный», «какой он внимательный» и тд и тп.
Слышим часто, каждый ощущает на себе проявление внимания, но что это такое и как можно управлять вниманием – этого мало кто знает.
Вот об этом и поговорим в этой и следующих статьях.
Развитие внимания
Можно ли развить внимание?
Существует множество методик и упражнений, направленных на это. Но как можно развивать то, чего не существует? Ведь как такового самостоятельного процесса внимания нет. Об этом говорят ученые. Есть проявление внимания.
По мнению П.Я Гальперина — внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Для самого человека и внешнего наблюдателя оно открывается как настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И его результатом является улучшение любой деятельности, к которой оно присоединяется.
Несмотря на большой научный интерес к проблеме внимания различных психологов, философов и ученых других направлений – до сих пор не создано единой и общепринятой теории внимания.
Мало того, как отметил Ч. Спирмен – число возможных трактовок внимания стало напоминать вавилонское столпотворение, когда строители стали говорить на разных языках (1937 г).
А М. Фуко даже заявил, что «нам следует намеренно отказаться от любого использования понятия внимания и даже от произнесения этого слова». Что собственно и произошло и продолжалось почти четверть века.
Сегодня по мнению Д. Берлайна ситуация даже ухудшилась, поскольку исследователи даже не отдают себе отчета, что говорят на разных языках.
Обращаю Ваше внимание
Кратко обрисовав проблему, я обращаю внимание (вот такая фигура речи существует несмотря на неясность самого термина) читателей на то, как я планирую построить исследование этого вопроса.
В основе большинства излагаемых материалов на моем блоге лежит основной принцип: научить самостоятельному исследованию. Исследованию любого вопроса. Я лишь предлагаю методику – в большинстве случаев, это синоптическое чтение и указываю начальный список литературы.
Я не сторонник пошаговых инструкций – 10 шагов к…. Любители быстрых решений найдут множество информации на различных сайтах типа Self-made.
Я за более критическое и глубокое изучение любого серьезного вопроса. Для этого прежде чем сформировать свое мнение, требуется изучить различные научные точки зрения, мнения специалистов и практиков. Необходимо прочесть имеющиеся источники информации. А для этого я предлагаю методики рационального чтения и работы с такой информацией.
В чем плюс такого подхода: за короткое время можно стать экспертом по изучаемому вопросу. Не поверхностно судить о нем, а иметь глубокие теоретические знания.
А чтобы эти знания приобрели практическую ценность (иначе зачем они), на блоге предлагаются методики внедрения знаний в жизнь.
Вот примерно такая направленность моего блога: методологическая помощь в процессе Познания.
Многие придерживаются такой рекомендации – изучить лучшего в своей области. Без сомнения нужно изучить. Но это только одно мнение, часто требуется узнать и другие, иногда даже кардинально противоположные, чтобы хотя бы протестировать это базовое мнение. Только на такой основе возможно развитие критического мышления.
Основы внимания или с чего начать
С чего начинается любое изучение — с понятий. Необходимо создать единое информационное поле, чтобы говорить на общепринятом языке. Только тогда мы сможем понимать друг друга.
Нужен язык внимательности. С этого мы и начнем в следующий раз.
******
В моей книге «Куда уходит внимание» собран и систематизирован большой объем информации для улучшения вашей внимательности не только при чтении, но и в повседневной жизни. И подан этот материал в кратком концентрированном виде. Думаю, что книга может заинтересовать в продолжении исследования этого вопроса, в том числе путем применения предложенного на практике.
Судя по откликам читателей этой книги, она позволяет взглянуть на жизнь с другого ракурса. Ракурса – внимание.
Я обращаюсь к читателям, которые приобрели эту книгу – что осталось за кадром, какие вопросы возникли по ходу чтения.
И вопрос ко всем читателям: как обстоят дела с Вашим вниманием.
Думаю, что и Вы хотя бы раз делали запрос в поисковых системах относительно Внимания. Что Вас интересовало, почему возникали вопросы к вниманию?
Мне было бы легче строить свои материалы опираясь на Ваши вопросы, поэтому жду Ваших комментариев!
Заранее спасибо!
С уважением, Медведев Николай.
С нетерпением буду ждать Вашу новую статью! На счет моего внимания и Вашей книги. Проблема отсутствия внимания меня преследует уже несколько лет. Вплотную занялась решением этой проблемы год назад, так как невнимательность негативно отражается на моей работе. Занимаюсь йогой, медитацией, стараюсь быть более осознанной в жизни, принимаю на практике Ваши советы из книги. Результаты есть, но недостаточные. Считаю, что проблема невнимательности не только психического характера, но и чисто физиологическая. Возможно, это мой геном, а также недостаточое питание мозговых клеток из-за ряда заболеваний. На этой почве люблю изучать тему работы мозга человека. Конечно, работа над собой — это огромный труд. А может все-таки причина не в нашей лености или занятости, а в невозможности собственного мозга соответствовать нашим (завышенным) требованиям? Надеюсь, что Вы затронете и эту тему (о физиологических способностях мозга) в дальнейших статьях с учетом Вашего личного мнения. С уважением!
Спасибо Галина за вопрос!
Да, затронем и физиологию.
Добрый день! Часто в к концу рабочего дня понимаю, что не могу вспомнить чем занимался в течение дня. Даже, если пишу в блокнот конкретную задачу, через некоторое время могу в мыслях «улететь на северный полюс» и очнусь только через час-два-три. В этом трансе интеллектуальная работа приближается к нулю, а если занимался физической — делаю это медленно и машинально, не редко с ошибками. Подобное явление за собой ещё со школы заметил, за что получил прозвище «лунатик».
Наверное, по мне психологи плачут =), но всё же хотел бы попробовать самостоятельно провести тренировки внимания.
Книгу приобрёл, но прочитаю видимо только в феврале.
Дмитрий, вспомнить что делал в течении дня такое бывает. А если попробовать — на бумаге организовать процесс вспоминания.
Прокручивать в голове иногда бывает сложно, бумага и карандаш приходят на помощь. Попробуйте.