
В предыдущих статьях мы познакомились с пометками в книгах «Nota bene или пометки в книге», выписками из книг «Виды письменной фиксации при работе с текстом. Выписки».
Продолжим рассматривать классические виды фиксации при работе с текстом.
Поскольку правила работы с каждым видом письменной фиксации могут занимать многие страницы описания, я приведу лишь начальные сведения — для расширения кругозора и в случае если будет желание развить тему — для самостоятельного изучения.
Итак, пробежимся по верхам.
Заметки
Это то, что называется «взять на карандаш, на заметку». Беглые заметки на скорую руку по ходу чтения.
Какие сведения могут содержать такие заметки: незнакомые термины или слова, адрес, имя, название книги и тд. Возможно, это будет записанная мысль, пришедшая в ходе чтения.
Если сразу что-то не удалось выяснить, то лучше записать и чуть позже выяснить смысл. Выяснили, запомнили — выкинули листок. Но часто эти заметки могут послужить как отправные точки для будущих статей, конспектов, планов и тд.
План
Лучше всего план составлять после прочтения книги, когда уже понятна ее структура и весомость выводов, фактов.
Слишком детализировать не стоит, план лишь напоминает — в какой последовательности идет содержание.
План состоит из пунктов и подпунктов. Названия краткие и отражают основную мысль раздела, главы, так чтобы по плану можно было восстановить содержание книги. Примером плана может служить обычное оглавление книги.
План – это путеводитель по содержанию книги или другого материала. Это и инструмент самоконтроля.
Это и способ стимулирования внимания. Составляя план вы уже не отвлекаетесь, а вникаете в смысл читаемого. Даже при потере внимания можно легко вернуться к пунктам уже составленного плана, чтобы восстановить потерянную связь.
С помощью плана читатель контролирует степень усвоения текста. Черновой план, составленный в процесс чтения, ускоряет овладение материалом.
Составление плана тренирует краткость и сжатость речи. Это концентрация мысли читателя.
Вот сколько положительного несет в себе план.
Благодаря плану, на его основе можно легко составить тезисы и конспекты. Конспекты и тезисы как правило готовятся после полного ознакомления с материалом. План может составляться во время первоначального чтения.
План может быть простым и сложным. Сложный в отличии от простого содержит подпункты, которые детализируют содержание.
Полезно рядом с пунктами вашего плана проставлять номера страниц источника. Поскольку не всегда ваши пункты совпадают с порядком изложения в книге.
Как составлять ?
Вариант 1. Составляется подробный простой план (без подпунктов). Затем он преобразуется в сложный путем группировки части пунктов под общий заголовок.
Вариант 2. Составляется короткий простой план, при последующем чтении он разворачивается в сложный с детализацией подпунктов.
Целесообразно составлять подробный план при первом чтении. Затем уже объединяя, обобщая или удаляя ненужные пункты – составляется окончательный вариант плана.
План – это индивидуальная форма фиксации мыслей. Поэтому ваш план может показаться совершенно непонятным другому человеку, не знакомому с текстом.
Тезисы
Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение.
Пишутся более подробно, чем план. В плане – лишь названия, в тезисах – лаконичное отражение их сути. Если план – это путь следования автора, то тезисы помогают разобраться в содержании.
Но даже опытные читатели не приступают к написанию тезисов без предварительной проработки текста, и составления развернутого плана. План помогает структурировать материал на отдельные фрагменты, суть которых и излагается в тезисах.
Но тезисы не дают представления о промежуточных выводах, о логике доказательств тех или иных утверждений. Более полно это помогает конспектирование. Оно позволяет сохранить связь между отдельными мыслями, которые сформулированы в тезисах.
Различают 3 типа тезисов:
1. Основные тезисы.
2. Простые тезисы.
3. Сложные тезисы.
Основные — главные положения, главные выводы. Составляются, как правило, к законченным разделам или целиком ко всему произведению. Составляются после уяснения сути всей книги.
Простые тезисы – могут соответствовать подпунктам плана, раскрывая их суть. В отличии от основных, которые раскрывают суть главных пунктов плана.
Сложные — за основными следуют простые, раскрывая и поясняя суть.
Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Но основные тезисы чаще всего формулируются самостоятельно.
Грамотно составленные тезисы вытекают один из другого. Полезно связывать тезисы и текст источника ссылкой на его страницы.
Конспект
Конспект может быть составлен уже после составления плана. Он содержит основные положения и их доказательства, рисунки, таблицы, диаграммы.
Типы конспектов:
1. Текстуальный.
2. Плановый.
3. Свободный.
4. Тематический.
5. Обзорный.
6. Хронологический.
Текстуальный состоит из отдельных фраз автора, цитат, несущих основной смысл. Фразы связаны между собой логическими переходами. По сути это дословные высказывания автора.
Недостаток, в том, что конспект содержит только выписки, но не глубокую проработку с включением записей собственных мыслей.
Плановый – конспект фрагментов текста, соответствующих названиям пунктов плана. Каждый пункт плана – часть конспекта. Это может быть одна-две фразы или более полное содержание. Краткий по форме план-конспект – позволяет быстро подготовить доклад, выступление.
Свободный – индивидуальное изложение, видение мыслей автора через собственное восприятие читателя. По структуре может не соответствовать оригиналу. Свидетельство более глубокой проработки материала.
Тематический конспект – это записи, относящиеся к одной теме. Дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему. Используются разные источников, но лишь те фрагменты, которые отвечают заданной теме.
Обзорные конспекты – обзоры на определенную тему с использованием нескольких источников,
Позволяют анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Хронологические – содержащие обзор хронологической последовательности событий. В отличии от обзорного более краткий.
Конспект подразумевает объединение выписок, плана, тезисов или по крайней мере двух любых этих форм. Содержит не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. А также ваше собственное отношение к материалу, выделив это как вашу читательскую трактовку.
Главное требование – запись должна быть систематической, логически связанной, чтобы ею мог пользоваться не только тот, кто составил конспект, но и другие люди. Конспект не позволяет заблудиться в чужим мыслях, в отличии от плана, тезисов, выписок.
Хороший пример из строительства, отражающий рассмотренное выше: человек строит жилище, подсобное помещение – это выписки, строительство дома – это план, укрепляет фундамент и строит второй этаж – тезисы. Каждое из этих действий улучшает сооружение.
Конспект же – это проект по которому строится целое здание.
Рефераты
С латинского реферат – «докладывать, сообщать». Это краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Обычно составляются чтобы передать эти идеи аудитории.
Освещает тему шире, чем конспект. Конспект обычно пишут для себя, поэтому упускается, то, что вам известно. Реферат пишется для донесения чего-то другим. Например, ученые создают авторефераты произведений, которые впоследствии будут обсуждаться широкой научной аудиторией.
В реферате не допускается описание собственной позиции автора реферата по рассматриваемому вопросу, он может лишь выразить согласие или несогласие и обобщить это в резюме.
Аннотация
Аннотация (от лат . annotatio — замечание), краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.
Это сжатый справочный текст, который включает основные данные о книге.
В чем отличие от реферата ?
Назначение реферата – замена оригинала кратким и обобщающим вариантом, достаточно полно отражающим его содержание.
Аннотация, содержит лишь краткие сведения и дает оценку материала, объясняя кому и зачем он может быть полезен.
*****
Таким образом, мы в целом познакомились со всеми классическими видами письменной фиксации при работе с текстом. В следующий раз рассмотрим более современные виды фиксации.
[…] письменной фиксации при работе с текстом. Выписки», «Виды письменной фиксации при работе с текстом. Заметки…». Эти методы важные, поскольку закладывают основные […]
[…] Виды письменной фиксации при работе с текстом. Заметки… Найдите свой способ фиксации содержания произведения. То что изложено вами на бумаге – запоминается. Но важно и то, как это изложено, переписать произведение в виде конспекта – не самоцель, — наоборот внутренней работы, для запоминания здесь может и не быть. А вот своим словами составить план произведения – это уже шанс, что содержание запомнится надолго. […]
[…] письменной фиксации, о чем я писал в своих статьях: Виды письменной фиксации при работе с текстом Современные методы […]