CqQRcNeHAv

Куда исчезло наше любопытство?

Эмоциональная жизнь человека – как синусоида, движение от максимума к минимуму. После умственной работы наступает усталость и требуется умственный покой.

Получая удовольствие от умственной деятельности, человек получает удовольствие и от умственного покоя. Но кто-то не может остановиться и постоянно находится на пике синусоиды, а кто-то так всю жизнь и проводит в состоянии умственного покоя, или умственной пассивности.

Почему возникает умственная лень, почему у человека отсутствует познавательная потребность? Т.е. потребность в новой информации, в новых знаниях, новых впечатлениях.

Познавательная потребность есть у всех, — в детстве. Реализуется через получение впечатлений в младенчестве, новая игрушка – новые впечатления. Это первый уровень реализации познавательной потребности.

Затем переход ко второму уровню –любознательности, которая выражается в интересе к тем или иным занятиям, к склонности изучения того или иного предмета. У подростков – занятия спортом, музыкой, техникой и т.д.

Следующий третий уровень – это целенаправленное познание с целью получения профессии, мастерства, исследования. На высшем уровне познавательной потребности находятся люди, для кого увлечение делом стало Призванием, целью жизни.

Но кто-то и в зрелом возрасте по-прежнему остается на уровне первом: познавательная потребность ограничивается внешними стимулами – прошла реклама и все внимание на ней, еще внешний стимул и наше любопытство там. Или познавательная потребность в виде участия в конкурсах знатоков и разгадывании кроссвордов. Пассивно, стихийно.

Наличие хобби, также не всегда является проявлением познавательной потребности второго уровня. Человеку не нравится работа, и он с головой уходит в хобби (хобби от горя): филателию или нумизматику, например.

Ученый, активно ищущий новую информацию, новые знания в профессиональных целях, в целях исследования, в целях открытия – это познавательная потребность третьего уровня. Есть социально полезный результат, а человек получает радость и удовольствие от такой деятельности.

Развитие познавательной потребности видимо, должно идти по уровням. Но почему-то кто-то застревает на одном из них. Почему это отдельная тема.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Один комментарий к записи “Куда исчезло наше любопытство?”

  1. […] Все остальное, как правило, является пустым любопытством (не путать с познавательной потребностью) и является бесполезной тратой времени. По этому поводу рекомендую прочесть мою статью Куда исчезло наше любопытство? […]