
Здравствуйте уважаемые читатели моего блога !
Книги – источник информации, источник знаний. Фраза знакомая с детства.
Но вот что такое информация и как с ней работать – знают немногие. Говорю это вполне ответственно, поскольку 20 лет в бизнесе что-то значат. Хочу поделиться моими знаниями в этой области. Надеюсь, что у вас возникнут вопросы и мы их обсудим. В противном случае все о чем я пишу – имеет выход для вас по верхней правой стрелке, приведенной в схеме ниже.
Поэтому пишите и задавайте вопросы, к этому я уже просто призываю вас, по этой реакции я хотя бы смогу оценить – это та аудитория или нет. Наблюдаю такую картину на других блогах – в качестве примера, новости о разводе «звезд» — 1530 комментариев. Ни о чем. И после этого слышать, что людям не хватает времени или что какой-то информационный поток давит — как-то не совсем понятно. Я могу понять – прочитал, удовлетворил любопытство, но писать комментарий — зачем?
Если же моя тематика не входит в зону ваших интересов или потребностей, то возможно результат – вторая стрелка справа на схеме. Но скажу сразу – правая сторона схемы – это не результативный путь, хотя для большинства – основной в их жизни. Надеюсь, что среди моих читателей таких немного.
Начну с такой истории
Однажды Эдисон пожаловался Эйнштейну, что не может найти себе толкового помощника — никто не подходит.
«А как вы определяете их пригодность?» — поинтересовался Эйнштейн. Эдисон показал листик с вопросами: «Кто на них ответит, тот и станет моим помощником».
«Сколько миль от Нью- Йорка до Чикаго? — прочёл Эйнштейн и ответил: — Нужно заглянуть в железнодорожный справочник. „Из чего делают нержавеющую сталь?” Об этом можно узнать из справочника по металловедению». Просмотрев остальные вопросы, Эйнштейн заключил: «Не дожидаясь отказа, снимаю свою кандидатуру».
Другой пример, Шерлок Холмс, сравнивал мозг с чердаком, где всё разложено по полочкам и который незачем захламлять лишним.
Можно и дальше приводить подобные примеры, показывающие, что библиотека в голове, это не самое главное. Главное уметь работать с информацией.
Так что же такое, — умение работать с информацией ?
Многие под информацией понимают – отчеты, цифры, договора, справочную информацию с которой приходится иметь дело на рабочем месте. Для руководителя – управленческая, финансовая, маркетинговая информация и тд. Для личного потребления — это информация из книг, телепередач и тд.
Мы находимся под информационным прессом, так принято сейчас говорить. Хотя мало кто понимает, что же есть такое — информация. Я считаю, что мы под прессом неструктурированных данных, не более того.
Попробуем разобраться ? Тогда начнем с визуализации этапов движения информации.
Этапы преобразования информации
Основная масса (90 %) того что мы понимаем под информацией является лишь данными, но еще не информацией. В качестве примера: телефонный справочник – это данные, выбран конкретный номер – это уже информация. Т.е. информация получается из данных, в определенном контексте, или под определенный запрос.
Сошлюсь на результаты одного эксперимента. Книгу по уходу за новорожденными дали прочитать трем группам людей: школьникам, пожилым людям и беременным женщинам.
Кто из них лучше усвоил текст? Разумеется беременные женщины, поскольку их ближайшая задача – уход за малышом, который родится. Для них данные, содержащиеся в книге приобрели форму информации, важной для их задач.
Мы не воспринимаем то, что в данный момент нам кажется неважным и не актуальным. Интерес к информации, относительно новорожденного возможно и не ставился сознательно беременной женщиной, но именно эти вопросы ее волнуют в настоящий момент. Поэтому и то внимание, с которым она фильтрует входящий поток данных сосредоточен на всем, что связано с ребенком. Это то, на что настроен ее фильтр выделения из данных – информации.
Есть и такой пример: гуляешь с коляской и видишь как много вокруг тебя таких же, т.е. с колясками. Просто Ваше внимание в этот момент замечает то, о чем Ваши мысли.
*****
Более подробно, рисунок с этапами преобразования информации я поясню в следующий раз. Пока важно понять отличие информации от данных. Поэтому когда ваш сотрудник приносит вам кучу таблиц с цифрами и говорит, — я подготовил для вас информацию, вы должны понимать, что это пока лишь данные, и преобразовать их в информацию – будет уже вашей задачей.
Хотя лучше научить осуществлять этот этап вашим сотрудником, четче ставя задачу (т.е. определяя фильтр через который нужно пропустить эти данные). В этом случае вы получите то, что вам необходимо и желательно в визуальной форме графика, диаграмм, сравнений, выводов и предложений.
Если возникли вопросы, напишите пожалуйста в комментариях.
Продолжим в следующий раз.
С уважением, Николай Медведев.
Может быть, умение работать с информацией зависит от подачи материала?
На развлекательных сайтах (я к таким отношу и новости о разводе/свадьбе звезд) над информацией много думать не надо, там дают самые жаркие и, как правило, короткие новости. Вот и получается: прочитал-удовлетворил любопытство и черкнул 2-3 слова, совершенно не задумываясь о прочитанном.
Над серьезным материалом, который большинство людей все же считает для себя полезным, надо подумать, осмыслить и сформулировать свои мысли, сделать полезные для себя выводы. А если материал преподнесен сухо, или витиевато изложен, то как бы ни был он важен, читатель, скорей всего, не будет им заинтересован и не сможет данные преобразовать до уровня информации и, тем более, навыков. Вот в этом, наверное, проблема. Со школы помню, что материал учебника- это одно, а как учитель его преподносит, совсем другое.
Ваши статьи, темы, которые Вы раскрываете-это уникальный материал, очень полезен для расширения кругозора и каждая статья дает повод на раздумья, затрагивает, а не проходит впустую. И стиль написания и подачи материала легкий, читается на одном дыхании. Спасибо за Ваш труд!
Оля, спасибо !
Все зависит от целей чтения. Есть цель для Познания, есть для развлечения. Если для познания, то все же стоит человеку немного напрячься, чтобы извлечь смысл и получить новые знания. Даже если материал подан сухо. Правда тема должна интересовать хоть как-то.
Чёткого понимания зачем мне конкретно та информация, которую вы поставляете, у меня нет. Я вряд ли буду следовать советам или техникам чтения. Т.к. на данном этапе своего чтения я вполне могу вытащить ту информацию из книги, которая мне нужна. Да, возможно не на 100%, но те n-% которые я беру, меня устраивают.
Тем не менее, я вас читаю потому, что мне нравится читать о чтении 😉 Никогда раньше о нём не читала, а тут бац — вы пишете!
Соответственно, если я не заинтересована в работе над собой в этой области, то и книгу я не покупаю. Больше того, у меня пока нет времени прочесть бесплатную книгу, которую я у вас скачала. Надеюсь, на новогодние праздники такое время найти и прочесть всё же.
В любом случае, хотя у меня и неясные мотивы, почему я вас читаю, но отписываться я точно не буду, т.к. мне нравится то, о чем вы пишете.
Еще по опыту других рассылок, на которые я подписана, могу сказать такое — когда выходит 1 статья в неделю и в определенный день, то её ждёшь с бОльшим нетерпением, чем нерегулярные и частые записи.
Пфф... Незнаю, есть ли в этом что полезное для вас, но ваше письмо было отчаянным 😉
Спасибо, Марина !
Очень полезно, то что Вы сказали.
Ваши статьи очень понравились. Подача материала мне абсолютно подходит. «От простого к сложному» Сам по себе материал интересен, статьи увлекательны, многие вещи просто необходимы современным людям. все нравится и всем довольна. Не заказала книгу только по одной причине: мои трудности чтения на электронных носителях. Сейчас читаю только короткие статьи. Но, это мои трудности. А у Вас Николай все мне нравится! Продолжайте Ваш нужный и полезный труд. С уважением.
Ольга спасибо большое за добрые слова !
Блог в целом интересный, информативный. Позволяет повышать личную эффективность (тем, кто не для времяпрепровождения заходит).
Новая тема (умение работать с информацией) то же познавательна и полезна. Способ подачи материала очень доступный.
Продолжайте, Николай.
Спасибо.
Спасибо, Алексей !
Да, тема работы с информацией очень важная и это я постараюсь показать в следующих статьях.