CqQRcNeHAv

Умение работать с информацией

Добрый день, уважаемые читатели !

Сейчас очень много говорится об умении работать с информацией. О важности навыков работы с информацией. О том, что специалист с этими навыками больше ценится. И о том – как важно уметь работать с информацией для саморазвития.

Я проанализировал множество статей в Интернете и другие источники и вот что я увидел.

Мало кто понимает и доводит до читателей сам смысл – в чем же состоит эта работа с информацией. У меня, по крайней мере возникает только путаница от содержания прочитанного по этой теме. Авторы либо слишком углубляются в один аспект вопроса, либо пишут вообще не о том.

Хотя все просто – но почему-то существует желание все так усложнять. Наверное, от непонимания базовой сути.

Изложу мой подход и видение этого вопроса.

Работа с информацией — это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими). Но главное – это наличие этапов.

Что важно знать?

1. Этапы работы с информацией.
2. Методики, техники и приемы выполнения каждого этапа.

Это и есть Технология работы с информацией: этапы и методы. И ничего более.

В общем виде этапы следующие: поиск и сбор – обработка (систематизация, анализ, кодификация)– использование – хранение.

этапы информации*****

Другой вопрос – почему возникает поиск информации. Основная причина – это наши цели в получении ответов на наши вопросы.

А если мы вопросов не задавали – то что же мы не воспринимаем информацию ?

Воспринимаем – но это восприятие также обусловлено нашими целями, желаниями, потребностями – пусть даже и существующими в неосознанном виде, т.е. в нашем подсознании.

Мы фильтруем (т.е. осуществляем поиск и сбор информации) входящий поток данных в любом виде – разговоры, объявления, заголовки и тд. – если наши мысли как-то связаны с темой, которая отфильтровывается и попадает в наше внимание. Об этом я писал здесь.

Но для простоты понимания вопроса – «работа с информацией» — можно абстрагироваться от неосознанного вида работы с информацией. Лучше сначала понять – как мы работаем с ней – в осознанном режиме.

*****
Итак, есть этапы.

Поиск и сбор: если есть цель, задача, проблема – мы начинаем искать и собирать нужную информации.

Обработка – это следующий этап. Мы систематизируем информацию, т.е. раскладываем ее по рубрикам, например.

Затем анализируем (преобразовываем информацию в нужный нам вид, получаем выводы, рекомендации).

Далее мы присваиваем ей какое-то обозначение – т.е. кодифицируем.

Использование информации – этот этап заключается в практическом использовании результатов обработки (например — принятие решения).

Хранение информации – на этом этапе мы определяем, в каком виде информации будет храниться, чтобы ее можно было быстро найти при необходимости.

В упрощенном виде я описал все основные этапы.

*****

Простой пример:

Есть цель: иметь под рукой телефоны необходимых людей (цель).

Собрали номера этих телефонов (сбор информации).

Систематизировали их по группам – друзья, клиенты и тд.

Присвоили имена папкам — «Друзья», «Клиенты» (кодификация).

Занесли телефоны в сотовый телефон в нужную папку (хранение).

Это более менее грамотный подход.

Но может быть и другой – телефоны в беспорядочной последовательности. На разных носителях – часть в блокноте, часть в сотовом. Есть пропуски в наличии какого-то важного телефона и тд.
В общем бардак и неумение работать с информацией.

*****

Что нам это дает описанное выше?

Ясность в вопросе – что же такое работа с информацией. Хотелось бы на это надеяться.

Остается выяснить – какие методики используются на каждом этапе для эффективной работы с информацией.  Об этом в следующий раз.

А сейчас у меня вопрос к читателям — прояснилось ли ваше представление о том, что такое работать с информацией?

И какие вопросы появились, что непонятно, что нужно дополнить, разъяснить. Напишите, пожалуйста, в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

19 комментариев к записи “Умение работать с информацией”

  1. Татьяна Ермолаева:

    Здравствуйте Николай! Давно и с интересом читаю Ваши статьи! Работа с информацией это мой метод познания, обучения, разработки различных тем. Предложенная Вами система, схема работы с информацией удобна и является оптимальной в применении. Я именно так и работаю. Это меня обрадовало и как бы утвердило, Спасибо!

  2. Лана:

    Доброго времени суток, Николай.Замечательно структурированный материал. Спасибо. Хотелось бы узнать Ваши приемы кодификации. С уважением Лана.

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Лана !

      О кодификации я расскажу в следующих статьях.

  3. Елена:

    Добрый день, Николай. И мое Вам спасибо в дополнение к вышесказанным. Очень все четко и понятно. Вопрос мой об организации хранения информации. Я имею в виду информацию в электронном виде. Сейчас активно использую Evernot. Он позволяет иметь доступ к информации с разных гаждетов. Но столкнулась с проблемой не возможности достаточной систематизации информации с помощью данного приложения. Что-то Посоветуете? Спасибо!

  4. Николай Медведев:

    Елена !

    Я не большой сторонник электронных органайзеров. Хотя это вещь полезная.

    Чтобы что-то автоматизировать, нужно сначала попробовать сделать это вручную, обычно мне этого бывает достаточно. Обычный Excel — мой основной помощник.

    Основная проблема — в систематизации, которая прозрачна для вас и позволяет использовать возможности Прогресса в виде электронных систем хранения и тд.

    Для личного использования я считаю, что достаточно создать не более 10 основных тем. Внутри которых могут быть подтемы.

    О принципах систематизация я скажу в будущих статьях. Но основная мысль — укрупнение и сокращение количества тем.

    Возможно если Вы уточните проблему, то буду более конкретен.

  5. Николай, спасибо за статью. Все вроде бы понятно, но в тоже время это все же теория.

    Вроде бы каждый понимает, что если нужно сделать диплом, нужно пойти в библиотеку, набрать книг по теме, прочитать нужное, вычленить главное и написать свое.

    Для более важный вопрос имеет не что нужно сделать, т.е какие этапы пройти, а КАК это сделать? Причем желательно сделать оптимально и чтобы поменьше переделывать (можно просто забыть где храниться блокнот с номерами).

    И чтобы создать интуитивно понятную структуру надо конечно долго этому учиться и пробовать разные методы.

    Для меня сейчас оптимальна такая система взаимодействия с информацией.

    Например, эл. файлы.

    1. Сначала создается папка под проект и туда все скидывается валом. Я правда не знаю, какая структура будет лучше в самом начале пути.

    2. Когда количество файлов превышает 10-15 шт. (ну т.е. работать с ними оперативно уже не удобно, найти что-то уже трудно), то создается папка для той категории, которая превалирует (например в папке Диплом, первой создалась папка Литература)

    3. Так происходит и дальше — из корневой папки вырастает структура, т.е. информация сама подсказывает как ее организовать.

    Ну ведь и правда зачем нужна папка, если в ней лежит один или два документа, только телодвижений нужно сделать больше, чтобы что-то найти.

    Жду ваших новых статей про работу с информацией!

    • Николай Медведев:

      Татьяна, практика без теории — это для легких задач.

      В статье я говорил, что Технология состоит из 1) этапов и 2) методик работы на каждом этапе. О чем я и собираюсь написать далее.

      Систематизация информации начинается после ее сбора — это первый часть этапа обработка. Поэтому сначала информация и собирается в одном месте или папке.

      У Вас также — сначала сбор (п.1) — затем когда накопилась информация — ее систематизация (ваш п.2).

      Вопрос в другом: мало кто знает методы поиска и сбора информации. Методы систематизации и анализа. и тд.

      В этом суть грамотной работы с информацией, — именно эти знания помогут избежать лишних движений.

  6. Здравствуйте,Николай.Спасибо за статью. Мне это важно было понять и использовать в своей работе.Вполне четко и ясно изложено для понимания.Примеры приведены лаконично и доступно.

  7. Здравствуйте Николай.

    Сразу извиняюсь, что не в тему, но заметил у вас на блоге рекламный лок с платными книгами. Недавно опубликовал целую статью о том, как увеличить конверсию от подобных блоков до 5 раз! Смысл очень прост и понятен. Заключается он в закреплении рекламы относительно окна читателя. Метод показывает действительно хорошие результаты.

    • Николай Медведев:

      Спасибо Владимир !

      Вашу статью прочитал, суть понял.

      У блога пока не стоит цель — продать. Поэтому я не хотел бы навязывать читателям купи -купи мою книгу, тем более что цена книг символическая, сильно не разбогатеешь.

      Вот когда появятся мои видеокурсы, тогда это будет более актуально.

      • Николай, не обязательно это должна быть реклама. Таким образом можно увеличить например поведенческий фактор, привязав к примеру популярные статьи или свежие статьи. Смысл именно в том, что данный способ помогает увеличить конверсию, а будет ли она внутренняя или внешняя — решать вам.

  8. […] тему «Работа с информацией» и сегодня о первом этапе – Поиск и сбор […]

  9. Жменька:

    Спасибо, Николай! Мое представление о работе с информацией прояснилось, но эта условная схема должна быть раскрыта наиболее приближенно, отвечать на главный вопрос: «Как это сделать?»

    • Николай Медведев:

      Да, Вы правы, главное — как сделать.

      Самое простое — это попробовать. Попробуйте методики для первого этапа — поиск информации в моей статье. tehread.ru/rabota-s-infor...informatsii.html

      Будут вопросы, пишите.

  10. Николай, искала материал по теме работы с информацией и уже в который раз наткнулась на Ваш блог. Интересно мыслите. И именно в том же направлении, что и я. Хотя, я пока только начинаю, а у Вас уже много статей...

    Вы занимаетесь этой темой профессионально или только как дополнение к основной работе?

    • Николай Медведев:

      Спасибо Светлана за комментарий!

      Моя работа предполагает умение работать с информацией — я отвечаю за развитие Компании.

      Поэтому пока это как дополнение к основной работе.

      Но приобретенный опыт работы с текстовой информацией — возможно станет и профессиональной деятельностью. В смысле — обучение и передача опыта другим.

  11. Анатолий:

    Я бы добавил пятый пункт, не менее важный чем все предыдущие: Передача информации (относительно субъекта восприятия, метода передачи, а так же цели передачи информации).