CqQRcNeHAv

Целостное чтение

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

У меня не совсем обычный вопрос.

За сколько секунд вы сможете пробежать 100 м ?

бег

А знаете, что мировой рекорд – 9,9 сек.

А верите ли вы что при телепортации – 100 м можно преодолеть за доли секунды.

Кстати:: Путешествия во времени, телепортация и мантии-невидимки станут реальностью к 2080—2100 году. Так утверждают британские ученые из Имперского колледжа Лондона, специализирующегося на инженерии, медицине и бизнесе, Университета Глазго и некоммерческой организации EngineeringUK.

К чему это я и какое отношение это имеет к скорочтению ?

Это аналогии.

Будем считать, что обычный ваш бег – это скорость с которой вы читаете сейчас.

Мировой рекорд вы сможете достичь с помощью техник скорочтения.

А вот скорости как в телепортации — это уже что-то большее, чем просто техники скорочтение. Но это возможно если овладеть - целостным восприятием, целостным мышлением.

Предлагаю рассмотреть такую схему:

схема

Человек читает со своей обычной скоростью чтения. Это традиционное чтение. Оно выработалось за годы обучения и практики чтения. Обычно 200-300 слов в минуту.

Человек решил повысить скорость чтения. Техники скорочтения помогли устранить основные недостатки традиционного чтения (артикуляцию, возвраты, расширили поле зрения). Скорость выросла до 300-400 слов в минуту.

Человека это не устраивает, ведь пишут и говорят о 1 000 и более слов в минуту. Этому могут помочь навыки рационального чтения. Человек приобретает эти навыки и читает с такой скоростью. По сути он достиг мирового рекорда (как в беге).

****
Но человек слышал, что есть такие феномены как Евгения Алексеенко, которая «читает» со скоростью свыше тысячи слов в секунду. А Эйлер, Ленин, Рузвельт читали и запоминали просто листая книгу.

Никакое «чтение по диагонали» и «расширенное поле зрения» здесь не поможет. Здесь присутствуют элементы целостного восприятия. Это способность воспринимать и осознавать множество объектов одновременно.

Такие способности есть у савантов и аутистов. Можно ли развить эти «аутические» способности у обычного человека. Можно, но есть одно но...

Многие ли готовы вложить в это усилия. Усилия, которые многократно выше, чем те которые присутствуют в овладении навыков «обычного» скорочтения или рационального чтения.

Мы и там то не особо усердствуем. Ждем что чудо, как-то само по себе возникнет.

Достаточно что-то прочитать про скорочтение, даже проделать какие-то упражнения. Не получилось, ну значит методика не та. Ищем новую.

Ага, предлагают фоточтение. Опять не то. Ну тогда ультрачтение. Киночтение. — Все туда.

Кому-то помогло. Возможно. Но это закон больших чисел. Любая техника найдет одного двух феноменов, у которых природные способности спали, и вот пробудились под влиянием толчка. Остальным 99,9 % требуется трудиться, чтобы эти техники работали.

Но мы же верим в нашу исключительность. В то, что мы это именно те — 0,1%. Так нас учат книжки по личностному развитию и зазывалки на различные тренинги.

Однако не следует забывать, что Гениальность — это один процент таланта и 99 % труда.

Трудиться, к сожалению, мы не готовы. Ведь есть же какая-то секретная техника, — такая надежда живет в нас.

Да, такие техники есть, — это определенные методологии развития необходимых качеств и навыков. Но знать какие навыки требуется развить – этого мало.

Допустим, — требуется развитие наблюдательности. Как основа целостного, мгновенного чтения.

В чем здесь секрет – в том, что наблюдательность позволит мгновенно воспринимать страницу текста, со всеми ее связями, структурой и тд.

А дальше, — труд, труд, труд …...

Путь

От обычных техник скорочтения, можно было бы идти к техникам рационального чтения. И методологически это было бы правильно.

Но я решил показать вариант чтения, который по эффекту равен эффекту телепортации. Лучше знать, что такое возможно. Но еще лучше понимать, как этого можно достичь.

Если знаешь, какие навыки требуется для этого развить, то движение становится осмысленным.

Но поскольку этот путь очень длителен, то желательно в процессе движения получать результаты, которые могут помочь уже сейчас. Т.е. можно бесконечно выполнять абстрактные упражнения, которые возможно приведут к результату, а можно выполнять упражнения которые дают не сверх результат, но уже достойный результат.

Таким результатом может служить Рациональное чтение. Развивая навыки рационального чтения как базовые для движения к целостному восприятию, мы получаем результат уже сейчас, и при этом движемся к нашему идеалу.

Я уже говорил, что одним из таких навыков является наблюдательность.

Как развивать наблюдательность применительно к скорочтению

В этой статье лишь кратко.

Выделяем любые мысли и идеи в тексте. Даже самые маленькие. В тексте- есть главные мысли, есть второстепенные, незначительные мысли.

И хотя Рациональное чтение предполагает – отсев мелких, и отслеживание главной мысли, но нам нужно довести до автоматизма такой умственный навык, который бы подмечал мельчайшие мысли в тексте. Это базовый навык наблюдательности по тексту.

Другой навык – навык выстраивания структуры отношений мыслей в тексте.

Затем поднавыки – поиска и выделения в тексте союзов, наречий, которыми связываются мысли. Затем навык выделения существительных и глаголов. И еще ряд навыков и поднавыков.

Казалось — зачем все эти детали. Действительно для последовательно режима восприятия (как у нас сейчас) – это лишь усложняет и снижает скорость.

Но речь идет о выработке навыка наблюдательности. Развив внимание к деталям, эта способность затем сворачивается в навык целостного восприятия. Затем этот навык становится автоматическим.

А результат – листаешь страницы, а воспринимаешь текст в целостном виде, с его связями, моделями, структурой.

Надеюсь, что я заинтересовал читателей. Хотелось бы услышать ваше мнение по сказанному. Тогда можно будет продолжить.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

6 комментариев к записи “Целостное чтение”

  1. Аля:

    весьма интересный подход к чтению, очень хотелось бы поподробнее узнать про это

    • Николай Медведев:

      Поподробнее об этом можно прочитать в книгах Гераимчук И.М. Например, «Гений — это просто». «Теория творческого процесса» и тд.

      В следующих статьях я планирую затронуть эту тему более подробно.

  2. Алексей:

    Здравствуйте Николай! Вы не перестаете удивлять, в первые слышу такое понятие как «целостное чтение». Мне кажется главное в чтении это то как была воспринята информация читателем и как он может ее использовать на практике в своей жизни, а не так как большинство читающих водят глазами по тексту думая что они читают и все что прочитали будут помнить или применят на практике, по факту получается что очень много людей просто водят глазами по тексту и называют это скорочтением!

    Приведу пример из той области которая мне ближе всего-юриспруденция.

    Вот читает студент например что такое нормы права или понятие государства, быстро прочитал и говорит все, а через 5 минут спроси его а как ты понимаешь то что ты прочитал, опиши своими словами, а он говорит ой надо еще раз прочитать, что то я плохо понял!

    К чему я это написал, а к тому что для многие освоив навык скорочтения, могут забыть о навыке осмысления!)

    Как я понял при овладении навыком целостного восприятия текста, самое пристальное внимание уделяется пониманию его сути и мыслей автора заложенных в него!

    Если я в чем то не прав, поправьте пожалуйста Николай!

  3. Николай Медведев:

    Спасибо Алексей за вопросы!

    Главное в чтении — это понимание того что написано.

    Применять на практике — это не самое главное. А то будет какой-то потребительский подход к чтению. «Войну и мир» на практике сложно применить. Или философские трактаты, которые расширяют мировоззрение.

    В рубрике блога «Интересно и полезно» есть подраздел «Понимание». Обратите на него внимание.

    Что касается скорочтения — то сначала надо научиться читать быстро. Для этого устраняются ограничения о которых я писал.

    Оно и называется скорочтение, а не скоропонимание.

    Ведь если печатать одним пальцем на клавиатуре, то вряд ли можно написать роман. Поэтому — сначала осваивают печать, а затем пишут.

    Но ведь никто не требует от всех быстропечатающих — гениальных произведений.

    Почему же требовать у прочитавшего за 5 минут — понимания.

    Есть техники быстро читать, а есть техники понимания — такие как структурирование информации, выделение главного и тд. Есть техники запоминания.

    Овладев техникой скорочтения, и не овладев остальными — ну что можно требовать.

    ***

    Что касается понимания, то оно от скорости мало зависит. Можно читать медленно и ничего не понять.

    Поэтому надо чтобы студент учился мыслить и понимать прочитанное, кто его этому учит?

    Это повторюсь не зависит от скорости чтения. В подразделе Понимание есть статья tehread.ru/skorochtenie-i... -ponimaniya.html, но можно прочесть и другие.

    ***

    Что касается целостного восприятия -то его цель научиться воспринимать текст на странице как целое. Для этого развивают наблюдательность, но применительно к тексту.

    Ведь у наблюдательного человека сложно будет выяснить, почему он заметил те детали которые никто не замечает. Так и здесь — многие детали, структура текста, связи — видятся сразу. А это и есть понимание.

    О целостном мышлении можно прочесть у Гераимчука, книги я приводил в комментарии выше.

    С уважением, Николай.

  4. Алексей:

    Николай скажите, а почему Вы не проводите тренинги? Я думаю с Вашей базой знаний многие люди могли бы у Вас поучиться не только скорочтению, но и многому другому?

    У меня даже аудитория есть, которой я могу Вас порекомендовать? Не очень много человек 500, но все таки!)

    Рад что Вы не бросаете трудиться над своим проектом, желаю успехов!

    Если мое предложение заинтересовало, могу порекомендовать им Ваш сайт!

    P.S. И все таки подумайте на счет тренингов, а возможно и оффлайн занятий с учениками!

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Алексей за добрые слова!

      Тренинги, это было бы неплохо, но возможно в будущем.

      Пока моя постоянная работа занимает все время. А она не связана с тематикой блога, но требует навыков работы с информацией, аналитикой, планированием... В общем я отвечаю за развитие и управление изменениями в компании. Обучаю в том числе.

      Тренингами думаю в тематике блога сложно обойтись. Процесс развития этих навыков очень длительный. Я больше внимания уделил бы построению системы самообразования, чтобы человек сам строил систему своего обучения всю жизнь.

      В оффлайне я вижу себя как популяризатор идей, рассматриваемых в блоге. Это скорее лекции, чем тренинг. Возможно пока это не востребовано. Сейчас тенденция — все хотят конечного результата. Причем быстро. Я же считаю что в самообразовании конечного результата не бывает, — есть обучение в течении всей жизни. Да и любой навык совершенствуется всю жизнь, только так получается Мастер.

      Пока популяризирую через блог.

      Буду рад если Вы порекомендуете мой блог. Это будут уже не случайные читатели, зашедшие из поисковика. Возможно будет больше интересных вопросов, на которые хочется отвечать.

      С уважением, Николай.