CqQRcNeHAv

Типологии личности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Сейчас очень популярен такой постулат: важно заглянуть в себя, чтобы понять и осознать свою сущность. Популярная психология и массовая культура сильно поспособствовали этому и дали мощный толчок поиску себя и смыслов.

 

 

Многие затрачивают годы на подобные поиски, не совсем понимая, что же вкладывается в это понятие, что же ищем? А ведь для того, чтобы что-то найти, надо знать – что ты хочешь найти, как это выглядит.

Например, я ищу ключи от квартиры. Я знаю, как они выглядят. Поэтому мои поиски заканчиваются результатом. Психологический цикл, который я прошел: напряжение – действие – результат- расслабление. Цикл завершен – моя психика перешла в нормальное состояние.

Если же я не достигаю результата, накапливается напряжение, в итоге – психосоматическое заболевание.

Незаконченные циклы по Зейгарник, я описывал это в статье «О стрессе, душевном равновесии и нашем внимании».
«Множество незавершенных дел мешает человеку сосредоточиться, повышают уровень тревожности и просто мешают жить».

Поэтому иногда больно смотреть на некоторых искателей себя, для которых цель — ничто, путь — все. Ищут непонятно что, надеясь на некое озарение.

Истинное «Я»

Теория существовании истинного «Я», как цельности базовой сущности человека, существовала в европейской философии тысячелетия.

Восточное мировоззрение стоит на несколько иной позиции, — мы многогранны и развиваемся по отношению к внешнему миру, а не вовнутрь себя.

А человеческая индивидуальность формируется через взаимодействие с другими людьми, через наше отношение к вещам и событиям.

В разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Мы вообще состоим из моделей поведения, а значит в нас заложены многочисленные возможности того, кем мы можем стать.

Созданием подобных моделей или типологий занимались многие психологи и философы.

Модель позволяет лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение. В своей работе я часто использую модели из-за их наглядности и практичности.

Накопилась целая коллекция типологий личности, в основе которых лежит принцип — мы все чем-то отличаемся друг от друга, но мы также и в чем-то одинаковы.

Часть этих типологий можно найти в моих книгах и статьях на этом блоге. Сегодня же я хочу рассказать еще об одном варианте типологии личности.

«Сканеры» и «Дайверы»

Эти понятия приведены в книге Барбара Шер. «О чем мечтать. Как понять, чего хочешь на самом деле, и как этого добиться". Манн, Иванов и Фербер. 2015 г.

 

И более подробно, о сканерах в книге Барбара Шер. «Отказываюсь выбирать! Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, чтобы построить жизнь и карьеру своей мечты". Манн, Иванов и Фербер. 2015 г

Наша индивидуальность формируется через взаимодействие с другими людьми (повторяюсь, но это важно). Но мы часто не способны выстроить эти отношения, совершенно не понимая причин поведения. Это касается всех жизненных сфер: работа, семья, друзья и тд.

Мы пытаемся переделать человека, но как правило безрезультатно. Поскольку считаем, что его непохожесть — это просто дурные привычки, слабости.

Типологии, в какой-то степени помогают узнать особенности человека и себя лично, понять причины поведения, наладить отношения. Ведь именно через взаимодействие мы развиваемся во внешнем мире. Развиваться только внутрь себя, на мой взгляд – не совсем верное направление.

Это может привести к некоторому нарциссизму. Высокая самооценка должна «оцениваться» окружающими, а не только самим собой и ради себя. Если она не помогает выстроить эффективные взаимоотношения, то польза такой самооценки сомнительна.

Попробуем понять себя и других через призму типологии «сканеры» — «дайверы».

Несколько цитат из вышеприведенных книг.

Если вы интересуетесь многим, но не можете остановиться ни на чем — Вы прирожденный «сканер» (от английского scan – просматривать).

Любопытство заставляет вас все сильнее погружаться в предмет, пока вы не посвятите ему всю свою жизнь — Вы прирожденный «дайвер» (от английского dive – нырять)

«Сканеры хотят попробовать всё. Они с одинаковым энтузиазмом изучают структуру цветка и теорию музыки. Они любят перипетии путешествий. И хитросплетения политики. Для сканеров вселенная – это сокровищница, где хранятся миллионы произведений искусства, и вряд ли хватит жизни, чтобы все их увидеть».

*****

«Поскольку в нашей культуре ценятся специализация и решительность дайверов, мы слишком часто думаем, что сканеры – люди, которые просто не хотят, как следует работать. Это глупое недопонимание, утвердившийся стереотип» .

*****

«Если вы сканер, вы учитесь с быстротой молнии; вас интересует все, что еще непонятно; вы уважаете самые разные системы ценностей. Хотя вы не посвящаете себя чему-то одному, у вас нет недостатка в дисциплине или интеллекте. Наоборот, вы жаждете изучить все, что только можно, и ваш интеллект позволяет получать от процесса изучения огромное удовольствие».

*****

«Дайверов не удовлетворяют основы или беглое знакомство с главными идеями: им хочется пройти весь путь. Им надо разобраться, как все устроено. Если в финале исследования дайвер обнаруживает новые загадки и секреты и понимает, что это еще не конец, а перед ним новые глубины, – он на седьмом небе от счастья.
Например, цветок для дайвера – красивый объект на поверхности, но он хочет пойти дальше и узнать о его удивительном строении и еще дальше, пока не увидит, что цветок – крошечный мир с древней и почетной историей. Дайвер знает: если он углубится в исследование цветка, это обернется изучением биологии, химии, молекул, атомов. Так цветок откроется ему и станет целой вселенной».

*****

Я не смогу пересказать содержание этих книг, и лимит цитирования также не безграничен. Поэтому, тем читателям которых заинтересовал этот вариант типологии и они нашли что- то похожее на себя я рекомендую прочесть эти книги.

В заключении, самое важное, на мой взгляд из вышесказанного: развитие личности идет по отношению к внешнему миру. Расширяя наши контакты с внешним миром, формируется наша индивидуальность.

А вот насколько это взаимодействие эффективно, зависит от понимания себя и других. И модели в виде типологий могут в этом помочь.

Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

PS: я отношу себя больше к «Сканерам», но при этом мне нравится глубокое погружение в изучаемую тему, т.е. становлюсь «Дайвером». Хороший сопоставимый пример, приведен  в книге Б. Шер — пример, пчелы.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.