CqQRcNeHAv

Типологии чтения или как читать более эффективно

 

 

 

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Сегодня тема – Типологии чтения.

Типологии – это классификация чего-либо по определенным признакам.

 

Примером типологии темперамента человека является выделение типов: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.

Нечто подобное существует и в типологиях чтениях.

С. К Фоломкина выделила типологии чтения, которые используются и сегодня: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение.

folomkina

 

Софья Кирилловна Фоломкина (1924 – 1992 гг), — лингвист, доктор педагогических наук, профессор.

 

 

 

В чем польза классификации ? Это более эффективная организация работы с текстом.

А что такое работа с текстом ? Это набор операций (действий), зависящий от целей чтения.

Ведь все читающие, совершают определенные действия при чтении и переработке читаемого материала. Набор этих действий и их качество и определяют эффективность чтения.

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Просмотровое чтение

Часто требуется лишь просмотреть книгу, журнал или статью, чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом (ее теме, основных вопросах).

Затем определить — представляет ли она (или отдельные ее разделы) интерес для читающего.

Т.е. дать самую общую оценку – «нужно/не нужно».

Если «не нужно» — чтение можно прекратить в любом месте. Если «нужно» — меняем характер чтения или дальнейшие действия (например, можно отложить и вернуться позже, чтобы изучить более внимательно).

Ознакомительное чтение

Предполагает — бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Достаточно лишь понимания общей сути изложенного.

Нас интересует – о чем эта работа, что именно говорится. Мы даем оценку новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно и тд.

Замечу отличие от просмотрового, там оценка «нужно/ненужно».

Если дали оценку «новое», «интересно», «непонятно», то характер чтения меняется, и мы можем перейти к другому виду чтения, т.к. наше отношение к информации изменилось.

zhurnalТак, например, мы можем читать статьи из журнала.

Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение

Так мы читаем литературу, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшей деятельности.

При чтении мы уже знаем, что эту информацию потребуется в дальнейшем использовать. Поэтому для нас важно – осмыслить, интерпретировать, запомнить.

Как видим набор действий уже другой, в отличии от простого — дать оценку.

adizes
Так мы можем читать деловую литературу.

Поисковое чтение

Цель поискового чтения — быстрое нахождение в тексте вполне конкретных данных (формулировок, фактов, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д.

spravochnikТак можно читать телефонный справочник.

 

Требуемые навыки чтения

Для каждого вида чтения требуются соответствующие навыки:

Просмотровое – умение понимать общее содержание.

Ознакомительное – умение понимать основное содержание.

Изучающее – умение извлекать полную информацию.

Поисковое чтение – умение извлекать необходимую информацию.

Я часто использую просмотровое чтение при чтении художественной литературы. И хотя это не совсем правильно по отношению к этому жанру литературы, но книжное многообразие при дефиците времени, не позволяет охватить все и вся.

Даже тщательный отбор и списки, — не решают этой проблемы. Поэтому приходится идти на такой прием.

Это я бы назвал — сюжетное чтение. В высоком темпе читается книга – ознакомительный вариант чтения в типологии. Важно понимание сюжета, стиля. Затем общая оценка – интересно/неинтересно. Затем принятие решения о другом виде чтения – изучающем.

 

Глобальные цели чтения

По сути чтение должно нести за собой какие-то изменения в личности или поведении.

Давайте рассмотрим общую идею самого процесса чтения:

Предмет чтения – это чужая мысль, закодированная в тесте. Распознается при зрительном восприятии текста.

Продукт чтения – умозаключение, понимание смыслового содержания.

Результат чтения – воздействие на читающего, его чувства и поведение.

Как видим процесс достаточно простой и понятный.

Правда для многих он заканчивается на этапе зрительного распознавания текста. Кто-то может сделать некоторые умозаключения. И уже реже – чтение может повлиять на поведение.

Я лично – за эффективное чтение. Даже развлекательное чтение должно нести какой-то результат, — отдых, удовольствие, отвлечение итд.  Хуже когда прочитав что-то, можешь констатировать лишь — потерянное время.

Поэтому обратите внимание на приведенные выше типологии, и я уверен – что чтение станет более эффективным.

*****

P.S. Напомню, что сервис Smartresponder закрывается с 1 ноября 2016 года.
Именно с этого сервиса я и отправлял рассылки моим читателям.

Поэтому, если Вы хотите и дальше получать рассылки с моего блога «Технологии чтения», то я предлагаю подписаться через сервис FeedBurner, установленный на моем блоге.

На блоге он расположен на Главной странице в верхней правой части - https://tehread.ru
Вам достаточно будет ввести свой E-mail. Этот сервис будет отправлять Вам сообщения после выхода новой статьи на блоге.

*****

Если статья понравилась, кликните, пожалуйста на кнопку соц. сетей. Мне важна обратная связь.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.