CqQRcNeHAv

Тема скорочтение: разные точки зрения

Мани и Эрик де Лиу в своей книге «Как научиться быстро читать» вводят понятие продуктивного чтения, как способности переработать текст с минимумом потерь времени и сил.
Их подход отличается от традиционного, во-первых, нельзя улучшить чтение за счет тренировки глаз. Ничего хорошего, кроме вреда попытки заставить глаза двигаться побыстрее не принесут.

И во- вторых, — необходимо развивать навыки чтения не только коротких текстов, но и длинных, которые собственно и приходится нам читать в жизни. Все же курсы предлагают тренировать навыки скорочтения на коротких текстах. А при переходе на обычные книги, наблюдается ступор. Необходима стратегия чтения, в зависимости от целей.
Если считать, что чтение это – обучение, то обучение – это процесс переваривания информации, а мозг переварить может только определенные дозы. Если увеличить скорость поступления информации в два раза, то мозг усвоит только половину. Тогда возникает вопрос «Зачем стараться читать быстрее?».

Печатное слово в отличии от обычного общения имеет ряд ограничений для читателя. Читатель не может видеть мимики, жестов, интонаций, служащих подсказкой, он не может прервать собеседника, задать вопросы. Читая, он не может вступить в диалог с писателем, поэтому ему приходится концентрировать свое внимание на словах, смотря на них и запоминая, вместо того чтобы заниматься поиском их значения. Это неэффективное чтение.
Усвоение – это активный процесс соединения новых знаний со старыми. Если же только запечатлеть в памяти новый материал, то происходит просто складирование информации. Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Он соотносит то что читает, с тем что уже знает.

Скорость, с которой мозг обрабатывает информацию ограничена, сложные идеи требуют более длительного усвоения, поэтому сложный текст должен читаться с малой скоростью, а более понятный – с большей. Негибкость в выборе скорости — это также ведет к непродуктивности чтения. Часто бывает так, что прочитав часть текста, вы уже забываете его начало. Более ранняя информация выталкивается из сознания новыми сведениями, поскольку не имела опор в виде присоединения к какой-либо существующей схеме.

Цель чтения также не должна забываться, утрата цели ведет к растрате усилий читателя.
Представление о чтении как процессе усвоения базируется на двух принципах:
1. Читатель должен усваивать информацию через понимание, а не запоминание.
2. Главное, что требуется при чтении – это гибкость, считают авторы.
Все эти положения авторы книги раскрывают более подробно. Остановлюсь на некоторых.

1. Избыточность текста.
Все говорят об избыточности текста, приводятся даже цифры – 75 % избыточного. Что ж давайте читать сокращенные варианты произведений или дайджесты. Эксперимент, проведенный на слушателях читающих дайджесты и полный оригинальный текст, показал, что читающие дайджесты не удерживали долго информацию в памяти и имели лишь поверхностное представление о прочитанном.
Автор дает время читателю, чтобы усвоить написанное, если в тексте нет пояснений и примеров, конструктивных повторений, то материал остается не усвоенным. Подробности, присутствующие в тексте вызывают интерес у читателя, стимулируют его воображение, лучше раскрывают намерения и цель автора.

2. Озвучивание текста, проговаривание, артикуляция, вокализация.
Озвучивание – ненужная и вредная привычка, но когда рекомендуют полностью избавиться от внутренней речи – это неудачный совет.
Если внутренняя речь это просто повтор слов автора, то – это плохо. Озвучивая, таким образом, текст, читатель бессознательно старается запомнить слова, но запоминание мешает пониманию.
Если же внутренняя речь – это активность читателя, то против этого не надо бороться.

3. Движения глаз.
Создано немало способов натренировать глаза. Но не сами «хорошие» или «плохие» движения глаз порождают неправильные привычки чтения, они лишь являются следствием хорошего или плохого чтения.
Что обычно рекомендуется:
— меньшее число остановок взгляда на строчке,
— более ритмичные движения глаз,
— меньше число возвратов назад.

Сознательно сократить число остановок можно лишь в случае перемещения взгляда по определенному ритму. Но если читать ритмично, то можно проскочить те трудные места, на которых стоит сбавить скорость. Суть чтения в гибкости скорости – менять скорость в зависимости от сложности текста и целей.
Регрессии или возвраты назад являются следствием трудностей чтения, а не их причиной. Избавиться от возвратов можно лишь сосредоточив внимание на содержании, а не на движениях глаз. Иногда возвраты необходимы для более внимательного и конструктивного чтения.
Расширения поля зрения можно добиться, но проблема не в этом. Как добиться понимания смысла прочитанного, а не только «увиденного» от этого расширения ? Проведенные исследования (Д. Гарри Мак Лафлин из Лондонского университета) показали, что упражнения на расширение зрения не оказали никакого воздействия на скорость чтения и понимание прочитанного.
Наши глаза не нуждаются в тренировке, на самом деле их нельзя научить читать лучше, такой вывод делают авторы книги.

Авторы предлагают рассмотреть метод беглого чтения. Беглое чтение – это умение охватить общую перспективу содержания книги. Решить для себя целесообразность дальнейшего более глубокого прочтения. И далее они предлагают новый метод чтения книг – метод чтения по стадиям.
Данный метод мы рассмотрим в дальнейшем. Особо нетерпеливых читателей я направляю непосредственно к книге: Мани и Эрик де Лиу «Как научиться быстро читать».

Таким образом мы рассмотрели лишь одну из точек зрения по отношению к скорочтению.
Руководствуясь своим опытом я согласен с авторами книги. Более важным является организация процесса чтения, а не то, как движутся наши глаза.
Для примера проведите такой тест: возьмите в электронном виде любую главу не художественной книги. Вы видите ее структуру, выделения, шрифты, пробелы между абзацами.
Теперь скопируйте эту главу и вставьте в текстовый редактор – как «неформатированный текст».
Восприятие содержания сразу меняется, текст становится сложным, поскольку удалены все структурные разделения и выделения.

Так вот, именно понимание структуры текста более важно для усвоения его содержания. Метод беглого чтения предлагает несколько стадий конструктивного многоразового прочтения текста — от общей перспективы к глубокому изучению.

В следующей статье мы рассмотрим другие точки зрения на скорочтение. Оставайтесь с нами.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.