
Как уже упоминалось, среди основных недостатков традиционного чтения называют следующие:
1. Артикуляция при чтении.
2. Малое поле зрения.
3. Регрессии.
4. Отсутствие гибкой стратегии чтения.
5. Отсутствие внимания при чтении.
Тренировка первых трех важна, но не определяет скорости чтения. В книге О.А.Кузнецова и Л.Н.Хромова «Техника быстрого чтения» сообщается следующее:
« Профессор А. А. Леонтьев в одной из своих работ отмечал, что главное в проблеме быстрого чтения не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста».
И там же: «Необходимо отметить, что отсутствие стратегии чтения вредит многим. Уже первые наши эксперименты показали, что путем использования простейшей установки — интегрального алгоритма чтения — удается повысить скорость чтения в два раза и почти вдвое улучшить усвоение прочитанного».
О важности алгоритмов пишут и В.А.Бородина С.М.Бородин в книге «Учим…читать».
« Как же от слов и предложений перейти к смыслу читаемого ? В этом помогут нам алгоритмы чтения — правила (предписания) последовательной работы с текстом».
Чтение — это вид умственной деятельности. А в любой мыслительной выделяется ряд этапов, характеризующихся строгой последовательностью, т.е. алгоритм.
В чем же секрет волшебной силы алгоритмов ? Перечислим наиболее важные моменты (цитаты из книги В.А.Бородина С.М.Бородин в книге «Учим…читать»):
1. Алгоритмы воспитывают культуру чтения, формируют привычку использовать все основные ее элементы — осознавать цели и задачи чтения, оценивать прочитанное, обращать внимание на автора книги, ее название, выходные данные, пользоваться справочно-вспомогательным аппаратом книги (оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием и др.).
2. Алгоритмы формируют определенные навыки культуры мышления. Умение «препарировать» текст по разным уровням информации вырабатывается на основе анализа и синтеза, классификации и систематизации, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения. Это, в свою очередь, способствует совершенствованию основных мыслительных операций.
Формулировка своими словами текстовых суждений развивает речь, оттачивает нашу способность мыслить, делает богаче и разностороннее наши понятия, суждения, умозаключения.
3. Алгоритмы служат основой для запоминания и последующего воспроизведения прочитанного. Они дают возможность лучше усвоить содержание текста, повышают эффективность чтения, активизируют мышление в силу того, что берут на себя «технические» функции, освобождая человека для творчества.
Как подчеркивал доктор психологических и филологических наук А. А. Леонтьев, мышление, чтобы быть в главном творческим, пластичным, должно в чем-то второстепенном быть застывшим, опираться на стереотипы, алгоритмы.
Подлинное мышление, т.е. деятельность человека по решению задач, всегда опирается на специально выработанные для целей мышления вспомогательные приемы и орудия типа схем, планов, зрительно представляемых образных картин.
Существуют даже патенты на алгоритмы чтения: Патент РФ на изобретение № 2113730 «Способ Андреева О.А. Развития навыков Интегрально-алгоритмического чтения. Приоритет от 26.09.97 г.
Патент РФ на изобретение № 2113731 «Способ Андреева О.А. Развития навыков Дифференциально-алгоритмического чтения. Приоритет от 26.09.97 г.
Алгоритмы дисциплинирует ум, позволяют излагать свои мысли просто, кратко, ясно и доступно. Хотя многие не признают алгоритмов. По их мнению, это есть ограничение их как свободной личности, которую пытаются загнать в какие-то рамки.
Ну что же, если кто-то хочет жить с кашей в голове, пусть живут. Но как считают психологи, каждый человек имеет свои алгоритмы и программы чтения. Правда, их эффективность у большинства читателей крайне низкая.
Если я рекомендую способы формирования навыков чтения, то в первую очередь обращаю внимание на алгоритмы чтения. Это обойдется и дешевле и времени затратится меньше, чем на типовые упражнения с выстукиванием ритма и расширением поля зрения. А эффективность будет намного выше.
Мы продолжим рассмотрение разных точек зрения на скорочтение. Оставайтесь с нами.