CqQRcNeHAv

Тема скорочтение: предпосылки

Важно понимать истоки темы. Откуда она произошла, какие предпосылки ее возникновения. Подходите основательно и вы получите удовольствие от своих открытий, помимо тех полезных знаний и навыков, которые дает сама тема.
Мне очень нравится открывать для себя новые темы, хотя бы не менее одной в год. Но без навыков рационального чтения, я бы просто не смог разобраться в кажущемся хаосе информации. Но продолжим нашу тему – скорочтение.

Предпосылки

Люди читают сотни веков, но почему только в XX веке так остро встал вопрос о повышении скорости чтения. В чем причина? Для этого рассмотрим те качественные изменения, которые произошли в процессах формирования и передачи печатной информации.
Примерно до Крестовых походов (X-XII века) люди читали только вслух, чтение «про себя» это одно из завоеваний раннего Возрождения.
Александрийская библиотека, представляла собой огромный каменный зал, разделенный на множество «кабинетов», в которых человек мог лежать и читать. Читали только вслух, поэтому были предусмотрены толстые перегородки, которые изолировали звук, чтобы не мешать другим.
Но не только в античном мире читали вслух. Вашингтон читал утренние газеты только вслух. Он внимательно вслушивался в текст, бубнил и мешал своим соседям. Он утверждал что чтение вслух помогает ему уяснить смысл текста и отделить правду от лжи.
До информационной революции люди читали медленно и вслух. Да и книг было не так уж много.

Для древнего человека устная поэма, вроде «Илиады» или «Махабхараты», одна могла быть полновесным источником информации обо всей вселенной, заменяющим все книги, газеты, картины, радио- и телепередачи нашего времени. Древние Греки и римляне также могли собрать всю свою библиотеку в двух-трех толстых томах.
Или, например, Библия – это книга энциклопедия. Содержит всю литературу древних евреев: мифы, технологические инструкции, хроники и историю, пословицы и собрание пророчеств и все под одной обложкой.
В средние века можно было прочитать все основные и значительные книги. Но уже тогда можно отметить наличие навыков скорочтения: в пятом веке блаженный Августин выражал свое восхищение святым Амвросием, епископом Медиоланским, который по его наблюдениям, мог читать, не двигая губами: «Его глаз скользил по страницам…но его голос и язык отдыхали» .
Теперь ни у одной библиотеки не хватит места, чтобы вместить весь необъятный поток литературы, даже Библиотека Конгресса прилагает к этому героические усилия.

Один из советских исследователей динамики чтения Марк Волынский приводит такие данные:
XV век — за полвека отпечатано на всем земном шаре 30 тыс. различных книг,
XVI век — 250 тыс. названий книг,
XIX век — более 7 млн. названий книг,
XX век — более 25 млн. названий книг.

Именно неумение работать с современными потоками информации поставило в стрессовую ситуацию и преподавателей, и учеников, и родителей, и специалистов, и руководителей.
Одна из стратегий защиты от растущего количества информации – меньше читать. Ограничиться зоной Должен и забыть о зонах Хочу и Могу. Но это не выход, поэтому и существует повышенное внимание ко всем методикам, повышающим скорость чтения.

Как развивалась эта тема в России

Николай Александрович Рубакин (1862 — 1946) — русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель обладал талантом чрезвычайно быстрого чтения. Сам Рубакин утверждал, что за свою сознательную жизнь он прочитал около 200 тысяч книг. Если считать, что он начал читать с десятилетнего возраста, то получается, что в день он читал в среднем по 9 книг.
Н. А. Рубакин писал, что в искусстве работы с книгой есть две проблемы: что читать и как читать.
Еще в начале XX столетия, отвечая на эти вопросы он писал: “Некоторые книги надо читать очень медленно, чтобы хорошо понять их смысл, но в ряде случаев, наоборот, необходимо схватывать общую связь мыслей, что достигается посредством быстрого чтения”.

Как уже я писал ранее, основное внимание уделялось рациональной организации работы с книгой, а не техникам, которые так рекламируют сегодняшние школы скорочтения.
азбука умственногоНапример, в книге И. В. Ребельского “Азбука умственного труда”,неоднократно переиздававшейся в 20-е гг., приводились полезные советы по выбору рациональных приемов умственной деятельности, в том числе и советы по технике чтения.

 

В 1924 г. вышла книга специалиста в области логики С.И.Поварнина “Как читать книги”, а ее новоеповарнин1 издание вышло в издательстве “Книга” в 1971 г. и еще несколько раз в последующие годы.

 

 

 

 

В 1931 г. была издана книга С. Н. Устинова “Развитие навыков устной и письменной речи”, в которой специальный раздел был посвящен технике быстрого чтения. Излагая приемы, взятые из зарубежных методик, автор вместе с тем призывал творчески подходить к обучению быстрому чтению в зависимости от жанров текстов.

Взлет скорочтения
В 50-х годах XX века после широко разрекламированных методик Эвелины Вуд они становятся основой для практически всех курсов скорочтения.
И в этой основе лежит следующее — для увеличения скорости чтения необходимо избавиться от трех недостатков. Главный — это артикуляция, вокализация или проговаривание читаемого текста про себя. Второй недостаток — малое поле зрения. Читать следует не словами, а фразами, абзацами или даже целыми страницами за один взгляд. И, наконец, третий – это регрессии — возвращение к прочитанному.
Переведенные на русский язык статьи и заметки пропагандистов различных школ и институтов скорочтения за рубежом легли в основу методик обучения быстрому чтению, разрабатываемых в нашей стране. Это привело к формированию у некоторых читателей неправильных взглядов на проблему повышения эффективности чтения. Они возложили все надежды на постижение каких-то «секретных приемов», а не на труд, что в принципе неверно. Чтение — это вид умственной деятельности, и техники могут лишь выступать вспомогательными средствами, но никак не его основой.

Первые публикации в журналах
В конце 60-х годов появляются публикации о скорочтении в популярных советских журналах «Наука и Жизнь» и «Техника молодежи».
Статья кандидата исторических наук Б. Баннова «Фразоскоп, прибор для обучения быстрому чтению». «Наука и Жизнь» № 9, 1968 г

наука и жизнь

Статья «Чтение вскачь» в журнале «Техника молодежи» № 7, 1969 г.

чтение вскачь

Здесь же предлагается краткий курс скорочтения.
Упражнение первое: Тренируйте зрительную память. Тахистоскоп — самый лучший тренажер для ваших глаз.
Упражнение второе: Расширяйте угол вашего зрения, делайте меньше остановок глаз при чтении.
Упражнение третье: запоминайте текст сразу же, не возвращаясь к уже прочитанному.
Вот такой «джентльменский набор» техник, состав которых практически не меняется последние 40 лет.

Статья «Еще раз о скорочтении» в журнале «Техника молодежи» № 12, 1970 г. В статье предлагается самодельная конструкция тахистоскопа.

еще раз о скорочтении

Я изучал скорочтение еще в 90-х годах и не могу сказать, что это сильно помогло. Да пробегать текст стало легче, но вопросам понимания текста, запоминания, внимания, конспектирования я учился по другим методикам.
Когда в разговоре я затрагиваю тему чтения книг и даю понять, что могу быстро прочесть, то обычный вопрос – скорочтением и где ты учился. Приходится объяснять, что скорочтение здесь вовсе не при чем, ну разве только частично. В основном же все сводится к другим навыкам – умению подбирать и систематизировать информацию, чтение по определенным алгоритмам, наличие внимания, умения кратко конспектировать (в виде интеллект карт, например), логически мыслить и еще ряд навыков, которые и делают чтение продуктивным. Мне ближе термин Рациональное чтение. 

В следующей статье рассмотрим, как развивалось скорочтение в России в последнее время. Оставайтесь с нами.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.