
Любая история о скорочтении начинается с того как быстро читали великие люди — Наполеон и Ж.Ж. Руссо, Ленин и М. Горький, Бальзак и Пушкин.
Но приводя примеры Великих скорочитателей обычно забывают указать, что они также обладали превосходной памятью, отличным вниманием и умением быстро мыслить.
Читать быстро – это свойство высокоорганизованного ума, концентрированного внимания и натренированного зрения. Именно этим умением обладали гении человечества.
На настоящий момент наибольшее распространение получили методики ориентированные на тренировку зрения, а другим более важным аспектам особого внимания уделяется слишком мало.
С чего же начиналась тема скорочтения ?
В 1879 г. французский учёный Луис Эмиль Жаваль первым занялся проблемой движения глаз при чтении. Он выяснил, что при чтении не происходит сплошного скольжения глазами по тексту, как считалось ранее, а происходит серия коротких остановок, названных фиксациями. Это открытие послужило началом поиска ответов на вопросы о процессе чтения.
Если обратиться к началу XX века , то в литературе о чтении практически все внимание уделяется культуре чтения и гигиене чтения. Как правильно подбирать литературу, как конспектировать, какое должно быть освещение, поза и тд. Ни о какой вокализации (проговаривании слов про себя), регрессии (возврату при чтении) и расширении поля восприятия текста не упоминается.
Развитие интереса к изучению вопроса повышения скорости чтения пришло из совершенно другой области – военной.
Во время первой мировой войны специалисты обнаружили, что в процессе полета многие из пилотов с трудом умели различать самолеты, которые видели на большом удалении. Это являлось серьезным препятствием в условиях, когда вопрос касался жизни или смерти. Поиск специалистами Королевских военно-воздушных сил Великобритании способа решения данной проблемы привел к изобретению прибора под названием тахистоскоп.
Он проецировал на экран изображения самолётов в различных размерах и с различной скоростью. Благодаря такому тренингу средний человек оказывался в состоянии различать разные марки самолетов, которые на экране выглядели совсем маленьким пятнышком и проецировались на экран всего лишь одну пятисотую долю секунды. Это позволило лётчикам научиться определять марку самолёта даже по самым маленьким изображениям на экране, что значительно повысило успешность ведения воздушных боёв.
Был сделан вывод, что раз глаза способны фиксировать объекты с такой высокой скоростью, то наверняка можно значительно увеличить и скорость чтения.
И хотя тахистоскоп изобрели в 1920 г, только спустя 20 лет вместо самолетов стали использовать проекцию слов. В среднем скорость чтения повышалась при этом с 200 до 400 слов в минуту. Это звучало почти фантастически: ведь темп чтения удвоился, что и послужило толчком к появлению «тахистоскопных» школ скорочтения.
Хотя если считать математику процесса, то если глаз способен распознать объект, будь-то самолет или слово за 1/500 долю секунды, то скорость чтения за 60 секунд должна была бы составлять 60*500= 30 000 слов в минуту. Хотя результат получался всего 400 слов.
Но несмотря на то что ответа на вопрос – куда подевались оставшиеся 29 600 слов найдено не было, использование тахистоскопа активно продолжалось. Регулярно тренируясь, учащиеся поднимали свою скорость чтения. Хотя большинство из них, говорило, что скорость чтения после окончания курсов возвращалась к первоначальному темпу.
Было ли увеличение скорости влиянием тренинга или это было вызвано повышенной мотивацией участников на протяжении нескольких недель учебы – так и осталось непонятным. Хотя специалисты уже в последнее время выяснили, что нормальный диапазон способностей к чтению колеблется от 200 до 400 слов в минуту. Так что влияние тахистоскопа на скорость чтения остается под вопросом.
Следующая волна интереса к скорочтению возникла в середине XX столетия.
В 1945 году будущая учительница Эвелин Вуд принесла для рецензирования профессору К.Лису объёмную статью. Профессор быстро просмотрел статью и практически сразу написал рецензию, чем сильно удивил Эвелин. После этого случая заинтересовавшаяся феноменом Эвелин Вуд в течение двух лет наблюдала ещё за пятьюдесятью людьми, обладавшими такими же способностями к быстрому чтению. В ходе работы были выявлены общие для группы особенности техники чтения: глаза движутся вертикально вниз по странице.
В 1958 г. Эвелина Вуд, продолжавшая заниматься изучением быстрого чтения представила в Университете штата Юта доклад, положения которого легли в ее учебник «Динамическое чтение». С помощью «Динамического чтения» техникам мог научиться любой желающий. Книга об этой системе увидела свет в 1959 году. С тех пор ничего нового придумано не было. Методы Эвелин Вуд и сейчас являются основой для всех курсов скорочтения (за исключением, пожалуй, фоточтения).
Кстати Э.Вуд была противницей аппаратных методов обучения скорочтению (тахистокопов, в частности), поскольку эти методы не создают естественных условий чтения. В результате обучаемые хотя и повышали скорость чтения, но только при чтении с помощью аппарата. Чтение книг таким способом невозможно из-за принципиального отличия в подаче информации.
Пик популярности скорочтения пришелся на 1960—1970 гг. В то время популярность этой методики в США была обеспечена за счет людей, которые хотели прочитать книги «обязательной образовательной программы», не успев это сделать в школе. В последующем скорочтение было востребовано среди тех, кто не мог справиться с информационными потоками.
Однако у скорочтения до сих пор остается некоторый негатив от первой волны популярности, когда телевидение было забито дешевой рекламой этой методики. «В 1970-е гг. нельзя было включить телевизор и не застать низкобюджетный ролик с Эвелин Вуд, где читали какие-то книги, быстро переворачивая страницы», — говорит Роберт Томпсон, профессор, который читает лекции о популярной культуре в Университете Сиракуз.
В 1980-е волна популярности пошла на спад, поскольку люди, прошедшие курсы скорочтения, так и не смогли читать с обещанной рекламой скоростью. Теперь чудес не обещают, упор делают на понимание прочитанного за меньшие сроки. Даже приверженцы скорочтения не утверждают, что эта методика станет панацеей.
Многие рассматривают Скорочтение как потребительскую модель — «хватай всего и побольше», некий информационный фастфуд, ведущий к «информационному ожирению» — к застою в обработке информации.
Несколько наглядных цитат:
«Я занимался на курсах скорочтения, где меня учили скользить взглядом по центру страницы, и смог прочитать «Войну и мир» за двадцать минут. Это о России». Вуди Аллен.
Ну что ж достойное прочтение романа «Война и Мир» c таким коротким выводом. Можно было бы и не читать.
Еще Паскаль писал «когда мы читаем слишком быстро или слишком медленно, мы ничего не понимаем».
Эту мысль можно развить высказыванием Айзека Азимова: «Я читаю не быстро. Я быстро понимаю».
Как же дальше продолжалась история скорочтения, и как это происходило в России — в следующей статье. Оставайтесь с нами.
[…] Тема скорочтение: история вопроса. здесь С чего все начиналось. Кто такая Эвелин Вуд и почему […]