
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения» !
В дополнение к предыдущим способам конспектирования (здесь) приведу еще один. Он хорошо подойдет для сжатия и визуализации текста художественной книги, хотя в принципе может быть использован и для других типов книг.
Этот способ описан в книге Королевой Г.В «Технология эффективного чтения». И хотя книга предназначена для учителей, но полезность ее распространяется на всех, работающих с текстовой информацией.
Я уже говорил, что образование должно закладывать навыки для последующего самообразования и саморазвития. И одна из таких практических технологий – алгоритм усвоения и визуализации мышления в виде логических схем.
Четкие последовательные действия из чтения, как хаотичного неорганизованного процесса становятся программой эффективного чтения. Пассивное созерцание текста превращается в активную работы с текстом.
Нужно лишь знать — какие действия и операции необходимо сделать в процессе чтения, чтобы сэкономить силы и время и качественнее усваивать информацию, а также дольше ее сохранять в памяти.
Сжать текст без потери смысла предлагается на основе алгоритмов эффективного чтения с применением интегрального и дифференциального алгоритмов. (авторы: Кузнецов, Хромов, Андреев).
Дифференциальный алгоритм чтения
Из дифференциального алгоритма используются:
— опорные слова (несут основную смысловую нагрузку),
— опорные сети (комбинация опорных слов и дополнительных слов, помогающих в сжатом виде понять содержание),
— смысловые доминанты (главная смысловая часть текста, которая может быть выражена своими словами, — это главная мысль текста).
Пример:
Опорная сеть: лев и медведь добыли мяса. Никто не уступал. Бились, ослабели. Лиса подхватила мясо и убежала.
Домината: если спорщики не уступают друг другу, то проигрывают оба.
Домината в данном случае носит моральную составляющую. Это чаще для художественных произведений. Для технических – доминанта более конкретна.
Причем доминанта или трактовка — всегда индивидуальна.
Интегральный алгоритм чтения
Из интегрального алгоритма используется графическая форма, состоящая из 7-ми блоков, что позволяет визуализировать содержание текста.
Семь блоков интегрального алгоритма:
1. Наименование.
2. Автор.
3. Герои.
4. События.
5. Новизна (чего раньше не знали).
6. Непонятное.
7. Идеи (что самое главное).
Идеи — это самостоятельно сформулированное главное из текста.
Резюме:
Найти в тексте нужное и важное, ценное – эту задачу решает дифференциальный алгоритм чтения.
Сохранить эту информацию поможет интегральный алгоритм чтения (интегральный поскольку распространяется на весь текст в целом).
Дифференциальный алгоритм защищает мозг от избыточной информации, а интегральный – помогает обработать выбранную информацию, структурировать ее и хранить в наглядно представленной форме.
Интегральный алгоритм представляется в зрительном образе. Для создания зрительного образа можно использовать некую фигуру, например звезду с количеством лучей, соответствующим числу героев книги.
Как вписать в этот зрительный образ все составляющие алгоритма ?
Для этого вводятся условно графические обозначения соответствующих блоков.
Один из вариантов, приведенный в указанной книге ниже:
Чтобы использовать предлагаемую методику необходимо более внимательно изучить дифференциальный и интегральный алгоритмы чтения. Книги, в которых рассказывается об этих алгоритмах приведены здесь.
*****
То что можно повысить эффективность чтения за счет активной работы с текстом, думаю, не вызывает сомнений.
Попробуйте применить предлагаемую технологию алгоритмического усвоения и визуализации и почувствуйте разницу. Разницу между пассивным созерцанием текста и активной работы с текстом.
Буду рад, если вы напишите о полученных результатах.
С уважением, Медведев Николай.
Спасибо за технологии.
Я вот помню, как мне нужно было готовиться к защите реферата на одну экономическую тему в вузе. Так вот Я прочитал этот реферат, а потом начал структурировать и выделять главное из него. Убирать воду. Так вот через час осталось 5 абзацев. Через дыва часа — один ключевой абзац. Через три. Одно предложение которое я выучил наизусть.:)
А потом пришел на защиту и преподаватель мне задал один вопрос ответом на который было именно это предложение. И он мне сразу пятерку поставил и похвалил. Забавно вспомнить...
Спасибо и Вам Алексей за комментарий !
Мудрый преподаватель, что тут скажешь.
И Вы конечно, молодец. Умение выделить главное и сжать текст до ключевого абзаца — это искусство.
[…] Технологии чтения. Еще одна техника конспектирования […]