
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения».
В предыдущей статье «Артикуляция в скорочтении» речь шла об артикуляции, которая является препятствием к повышению скорости чтения.
Выход — в устранении проговаривания, — внутреннего или внешнего.
Методики различных школ скорочтения предлагают «обмануть» процесс артикуляции путем отвлечения мозга с помощью различных помех: выстукивания, музыки, проговаривания другого текста и тд.
Можно конечно и этим заняться, только что дальше. Даже если эти эксперименты приведут к результату – артикуляция исчезнет. Как это повлияет на скорость чтения?
Ведь текст останется, чем заменится проговаривание. Говорят, что читать будете образами, но не у каждого слова есть свой образ. Образ может возникнуть от словосочетаний, предложений.
На мой взгляд, результат – не в подавлении проговаривания, а в его замене на зрительное восприятие слов – узнаваемость. Т.е. когда слово не прочитывается (проговаривается), а узнается.
Таким образом, артикуляция вытесняется путем стереотипизации букв, слов, словосочетаний (смысловых единиц).
Тренировка зрительных эталонов этих смысловых единиц, позволяет мгновенно узнавать их в любом тексте, при этом исключается необходимость проговаривания.
Что же это за смысловые единицы?
В русском языке существуют наиболее употребляемые слова (слова с высокой частотностью). Их не так много – 1 000-2 000 слов.
Для предметных областей таких слов может быть 2 000 – 3 000, иногда до 10 000.
Поупражнявшись с этими словами – читая на скорость, читая по нескольку раз, вы сможете мгновенно узнавать их в любом тексте.
Проговаривать придется только незнакомые слова, которые еще не вошли в этот фонд.
Расширяя свой тезаурус (словарный запас), новые слова теряют свою новизну и переходят в активный словарный фонд.
Итак, — читаем за счет зрительных эталонов.
Антиципация, что это такое?
Антиципация – это предугадывание, это свойство нашего мышления.
Не обязательно читать все слово, первые буквы уже дают информацию о том, какое это слово.
Существуют специальные упражнения, где часть букв из слова убирается и читатель должен догадаться – что это за слово.
Что это за слово - Цв_т_к.
Вот примерно такие упражнения предлагают некоторые школы скорочтения, использующие метод антиципаций.
От предугадывания слов, словосочетаний, переходят к предугадыванию содержания больших частей текста.
В поговорке: «На всякого мудреца довольно простоты», совсем не обязательно дочитывать вторую часть поговорки, она просто предугадывается.
*****
Резюме:
1. Переходим от проговаривания к узнаванию слов и словосочетаний. Метод стереотипизации.
2. Расширяем свой Тезаурус.
3. Тренируем антиципацию.
Таким образом, мы снижаем влияние артикуляции, как основного ограничителя скорости чтения.
Замечу, что мы рассматриваем пока только физиологические аспекты скорочтения. Первые две статьи касались – артикуляции.
Следующая затронет вопрос регрессий (возвратов при чтении). Регрессии также относятся к физиологическим аспектам.
Если есть вопросы, задавайте, пожалуйста, в комментариях.
С уважением, Медведев Николай.