
В предыдущих статьях мы рассмотрели классические способы письменной фиксации при работе с текстом: «Nota bene или пометки в книге», «Виды письменной фиксации при работе с текстом. Выписки», «Виды письменной фиксации при работе с текстом. Заметки, планы, конспекты». Эти методы важные, поскольку закладывают основные принципы работы с текстом. Но линейная передача информации, линейные записи не отражают особенностей обработки информации нашим мозгом.
Интеллект -карты
Как пишет Тони Бьюзен в книге «Супермышление» 95 % населения планеты (согласно проведенным им и коллегами исследованиями) при конспектировании используют повествовательный стиль, т.е. излагают в виде связанного рассказа, состоящего из пунктов и подпунктов.
Они используют линейную форму записи и иерархическую последовательность (пункты/подпункты).
Для написания конспекта используются буквы и цифры. Практически не используются цвета, все пишется одним цветом.
Подобная линейность структуры конспекта делает акцент на логичности, но не на изложении сути вопроса.
Данная структура изложения не использует возможности мозга, такие как:
— визуальные образы,
— графическое представление информации,
— пространственная ориентация,
— ассоциации и гештальт.
Как считает Т. Бьюзен – при таком ведении конспекта мозг «засыпает», ему скучно. Если учесть, что при этом используются лишь половина возможностей мозга (см. выше), то и обучение становится неэффективным. Левое и правое полушария не взаимодействуют друг с другом.
Какие еще недостатки линейного конспектирования, отмечает Т. Бьюзен.
1. Потеря ключевых слов.
Визуально, ключевые слова просто теряются в массе менее важных слов. В итоге, не формируются необходимые ассоциации, связывающие ключевые понятия.
2. Сложность запоминания информации.
Когда скучно, нет эмоций и лишь однообразный текст – мозг теряет остроту восприятия и плохо запоминает.
3. Потеря большого количества времени.
При линейном конспектировании записывается много ненужной информации. И впоследствии теряется время на ее прочтение. Также теряется время на поиск важных ключевых понятий.
4. Не стимулируются творческие возможности мозга.
Не формируются ассоциации, а значит не происходит творческий подход к обработке и запоминанию информации. И здесь следует сказать о радиантном мышлении.
Радиантное мышление
Радиантное мышление — это способ работы мозга. Это понятие выражает процессы, происходящие в головном мозге, и свидетельствуют они о том, что процесс мышления осуществляется в образах или ключевых словах.
Нашему мышлению от природы чужды линейность, монотонность, одноцветность.
Любая поступающая в мозг информация (слово, воспоминание, ощущение или мысль) – может быть представлена в виде центрального образа, от которого в стороны расходится огромное множество образов – ассоциаций. Каждая ассоциация имеет бесконечное количество связей с другими ассоциациями. Совокупность этих ассоциаций и называется нашей памятью.
Радиантное мышление – это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, который дает импульс к рождению множества ассоциаций, которые становятся центральным образом но уже для другого ассоциативного процесса.
Графическое отображение процесса радиантного мышления на бумажном или электронном носителе осуществляется с помощью интеллект-карты.
Майндмэппинг (mind map, ментальные карты, интеллект-карты) — понятие, введенное Т. Бьюзеном. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и вариант альтернативной записи.
Mind Map – это инструмент, с помощью которого мы можем применять принципы радиантного мышления в нашей повседневной жизни. Интеллект-карта пробуждает в человеке способность создавать образы, что в свою очередь развивает способность к мышлению, развивает память и творческий потенциал.
Вот некоторые примеры Mind map:
Широко используются различные программы для составления интеллект-карт на компьютере. Преимущество заполнения интеллект карт на компьютере заключается в том, что эту карту можно редактировать, удалять и добавлять новые линии и образы.
Можно видеть и такие объемные интеллект-карты.
Общий принцип построения:
1. Выделяется основная идея и размещается в центре листа.
2. От нее отходят ветки первого уровня, на которых пишутся ключевые понятия, раскрывающие центральную идею.
3. От них отходят ветки 2-го уровня, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.
4. По возможности слова заменяются рисунками и символами и добавляют графику.
5. Используются разные цвета для рисования интеллект-карты.
*****
Но я все же замечу, что такие карты, составляются под себя. Только вы можете выделить важные ключевые слова и создать свои ассоциативные связи. Поэтому использование чужих интеллект-карт, я честно говоря, не признаю. Разве что для начальной информации.
Картирование идей
Разновидностью Mind Map Т. Бьюзена является Карта идеи, описание работы с которой содержится в книге Дж. Наст «Эффект визуализации».
Как пишет автор – «я стремилась найти креативный инструмент, который стимулировал бы правое полушарие моего мозга. Способность карт идей объединять возможности правого и левого полушария привела к прогрессу практически во всем, чем я занималась».
Используется два способа создания ассоциаций. Все идеи исходят из центральной мысли и ассоциируются с ней. Этот способ – цветок ассоциаций.
Второй метод — поток ассоциаций. Ассоциации начинаются с одной мысли, которая ведет к другой, и которая в свою очередь – к следующей. Это как поток сознания.
Картирование идеи сочетает оба эти способа мышления. Карты идей имеют структуру, состоящую из лучей («10 часов»), в которой идеи расположены в стороны от центра.
Самые важные идеи — в центральном изображении, менее важные — в главных ветвях. Детали — в наименьших ответвлениях. Порядок ветвей соответствует ходу часовой стрелки. Составление карты начинается в центре.
Центральное изображение представляет собой предмет или тему вашей карты идеи. Оно должно состоять как минимум из трех цветов, чтобы быть визуально запоминающимся. Главные ветви примыкают к центральному изображению. Они обозначают области основного предмета. Идеальное количество главных ветвей – от пяти до девяти для каждой карты идеи.
Если в карте идеи есть порядок изложения информации, читайте ее по часовой стрелке, начиная с главной ветви, которая расположена в позиции «1 час».
*****
Картирование идей можно использовать не только при конспектировании, но при решении большинства задач. В центр – проблему, от нее варианты решений. Наглядно и просто. И что самое важное – эффективно.
Метод опорных сигналов по Шаталову
Виктор Федорович Шаталов — российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР.
Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
В основе его методики – естественные законы усвоения информации.
По Шаталову материал дается сразу весь, целиком. Как пример: на первом занятии учитель рассказывает курс полностью. Безусловно, никто из учеников сразу все не запомнит. Но затем начинается работа с опорными конспектами – схемами, которые отражают основное содержание курса. Опорные сигналы — это основа, определяющая метод В.Ф. Шаталова и отличающая его от остальных методов.
При создании опорной схемы исключаются все лишние слова, остается только логически обоснованная суть. Дома ученики должны нарисовать и запомнить этот конспект. На следующем занятии они его повторяют, задают вопросы, а учитель все объясняет. Так осваивается весь курс.
Шаталов предлагает изложение материала большими блоками, где можно не только осмыслить каждую часть, но и почувствовать взаимосвязи между разными темами.
*****
Кстати и специализированную литературу необходимо читать подобным образом. Сразу от начала до конца, чтобы понять и почувствовать все содержание и взаимосвязи для последующей детализации и более глубокой проработки материала.
Логико – графическое структурирование
И последний вид записей – логико –графическое структурирование или логико-графические схемы.
Этот метод подробно описан в книге А. Егидеса «Лабиринты мышления».
Аркадий Петрович Егидес — доктор психологических наук.
Логико –графическое структурирование — это инструмент продуктивного творческого мышления, когда информация представляется в логико-графической форме. Т.е. происходит преобразование текстов в схемы. Это облегчает понимание и запоминание.
Основные понятия выделяются в виде овалов. Овал выделяет из фона, прямоугольники не всегда применимы, т.к. если их много, то затрудняется выделение. Понятие, выделенное в овале, и если еще выделено цветом, позволяет видеть его сразу.
Текст в замкнутой фигуре должен легко читаться. Между графическими фигурами – рисуются смысловые связи.
Может возникнуть вопрос – зачем тратить усилия на замену текста на логико –графические схемы. Но иначе все это придется представить в уме.
Для человека со стороны все эти картинки – громоздкие и запутанные. Для того кто строил – все это как единое целое.
Как строить:
1. Выписываем значимые понятия.
2. Решаем, как они соотносятся между собой.
3. Получаем простые схемы.
4. Затем добавляем новые части и составляем уже сложную схему. Можно и сразу.
5. Устанавливаются взаимосвязи со всей совокупностью понятий.
Почему запоминается ?
Во время структурирования осуществляется деятельность по переконструированию, преобразованию материала.
Материал проходит через органы чувств, артикуляционный аппарат, мозговые структуры, мышцы рук. Задействуются все виды памяти. Все это помогает осмыслению и пониманию содержания.
Но не стоит структурировать художественный или публицистический текст. Это для научных и учебных текстов.
*****
Надеюсь, я смог заинтересовать вас узнать больше об этих методах. Книги я указал, а использование на практике будет постепенно вводиться в последующих статьях.
Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.
С уважением, Медведев Николай.
Николай, благодарю вас, очень много интересной информации! Буду разбираться, что наиболее приемлемо для меня.
Спасибо, Милана ! Будут вопросы пишите.
[…] дополнение к предыдущим способам конспектирования (здесь) приведу еще один. Он хорошо подойдет для сжатия и […]
[…] 3. Еще один навык критического мышления — умение графически представлять информацию. В виде блок-схем, иерархий, последовательностей. Об этом уже неоднократно говорилось на моем блоге (например, здесь). […]
[…] Современные методы конспектирования […]
[…] Свернуть информацию можно в виде плана. Хотя существует множество других способов письменной фиксации, о чем я писал в своих статьях: Виды письменной фиксации при работе с текстом Современные методы конспектирования […]
[…] Возможно, кому-то будет интересно узнать о других способах визуализации информации об этом я писал здесь […]
Здравствуйте! Статья очень понравилось. Я сам учитель, поэтому такой вопрос к автору: чтобы Вы порекомендовали в качестве компьютерной программы для Шаталова и Егедиса? И еще: часто хочется нарисовать фигурки драконов, мультяшных героев и тд, когда объясняю грамматический материал. Возможно, Вам известны программы, где уже есть все это в готовом виде, и можно просто вставлять в свою презентацию к уроку. Просьба продублировать ответ на мою почту. С уважением, Андрей Эдуардович
Андрей Эдуардович, здравствуйте!
К сожалению я не смогу предложить вариант компьютерной программы. Возможно они есть.
Я как-то не очень отношусь к автоматизациям творческого процесса.
По моему именно рисование и использование руки дает возможность прочувствовать этот процесс.
Нарисовать это тоже процесс мышления и запоминания, выбрать подходящие фигурки — на мой взгляд разрывает процесс думания.
Но это лишь мое мнение. Я всегда рисую, и чаще карандашом.
С уважением, Медведев Николай.
А куда Вы подевали Э. Штейнберга? Пожалуйста, пару слов о различии способов обработки и репрезентации информации Бьюзеном и Егидесом. Предмет моего интереса — когнитивные модели. Будущее за объемно-пространственными моделями...
С уважением, Николай Миницкий (Минск).