
Здравствуйте уважаемые читатели!
Есть ли у Вас какая-либо система работы с информацией ?
Не важно, с какой информацией — печатной, аудио, видео или любой другой. Важнее — есть ли система и системность, т.е работа не урывками и хаотично, а наличие системной методичности в работе с информацией.
Может быть какая-то и есть, скажет кто-то из читателей. Ведь я же читаю, что-то просматриваю, общаюсь – значит, работаю с информацией. Возможно, система формально не сформулирована, но что-то же есть.
Даже если человек работает с информацией, то сам этот факт еще не означает, что эта работа дает желаемые результаты. Чтобы работа была эффективной ей необходима системно-методическая основа. Все остальное самодеятельность на бытовом уровне.
Поэтому, если цель поглощения информации – быть в курсе происходящего, чтобы при случае сказать- да я это слышал, или разгадать кроссворд, то в принципе для этой цели особой методичности не требуется.
Чтение ради получения удовольствия, хотя и требует какой-то системности в выборе книг, но обычно такой читатель не нуждается в системном подходе к такому выбору. Читаю, то, что мне нравится. Правда потом выясняется, что всю жизнь нравились только любовные романы или детективы. Это не хорошо и не плохо, просто это ограниченность.
*****
Система работы с информацией
Вопрос о системе возникает, когда цели имеют важное значение для человека, например, -повышение уровня профессиональных знаний, расширение кругозора или углубление знаний в выбранной области.
В этом случае должен возникать вопрос – что я имею для продуктивной работы с информацией. Какова моя система работы с информацией ?
Итак, условием создания личной системы работы с информацией является наличие целей. А именно целей развития: профессионального, личностного.
Добиваться результатов в профессиональной или личностной сфере позволяет методически выстроенная система работы с информацией.
Может ли человек не имея информации добиться результатов ? Может – методом наблюдения за другими, методом проб и ошибок. Но на это нужно время и не всегда рядом оказывается нужный учитель, а пробовать и совершать ошибки может слишком дорого стоить и для карьеры и для здоровья.
Поэтому все же лучше иметь дело с информацией и уметь с ней работать.
Возникает вопрос – нужна ли система и чем она лучше ? Не создает ли система дополнительные ограничения для нашего творчества, которому тесны любые рамки.
Но мы же понимаем, что всей информации мы не можем овладеть. Слишком ее много, слишком много источников соблазняющих – почитай и меня тоже. Поэтому требуется сузить границы информации и систематизировать ее. Нам не нужна излишняя информация.
Принципы классификации и отбора нужных источников – это часть системы. Кроме того требуются техники и методы работы с информацией, а это еще одна часть системы. И так далее. В конце концов набирается набор важных составляющих, которые и будут определять в целом систему работы с информацией.
Основная цель системы – пополнять, обновлять и совершенствовать знания, навыки и умения в выбранной области и одновременно совершенствовать саму систему.
Разумный человек не ставит целью усвоить всю имеющуюся информацию. Для любой области знаний существует свой набор источников ключевой информации. И первая задача – найти и освоить именно эту ключевую информацию. Вторая задача – отслеживать новую информацию по выбранным критериям, например «новизна».
Почему при наличии различных эффективных систем не все (а точнее большинство из них) не применяются ? Например, тайменеджмент, различные системы оздоровления, системы постановки целей и тд.
Во-первых, система должна встроиться в Ваш образ жизни. Не всегда же мы готовы поменять образ жизни, ради какой-то системы, это бывает лишь в самых критических случаях.
Во-вторых, современный человек настроен (видимо рекламой и «новыми учителями») на быстрый результат. Визуализировал, заснул- проснулся и все желания исполнились. Интересно, что данный подход привлекает не только тинейджеров, но и взрослых людей. Сужу по эмоциональным откликам на некоторых сайтах по саморазвитию. Но кроме письменных эмоций – результатов, как правило нет. Но есть Надежда, видимо она и двигает в этом направлении.
Надеюсь, что среди моих читателей сторонников мифа быстрых результатов нет. Есть бесконечные возможности нашего мозга и организма, есть эффективные методы и техники, но необходимыми инструментами так же являются Труд и Время.
Кто с этим не согласен, видимо читать дальше мои статьи на блоге будет не очень интересно. Волшебных таблеток я вряд ли смогу предложить.
Ну, а те кто готов к построению личной системы работы с информацией и к труду (но интересному труду), мы продолжим общение в следующей статье.
А пока напишите, пожалуйста, ваши комментарии внизу статьи. Ведь комментарии это ваш информационный продукт, возникающий после работы с информацией. Если он не возник – информация прочитана впустую.
Напишите обязательно, так я буду знать о вашей готовности строить свою систему работы с информацией. А это тоже стимул для меня развивать эту тему.
С уважением, Медведев Николай.
[…] тему работы с информацией, начало которой в статье «Собственная система работы с информацией». Рассмотрим такой […]
Согласна, что не бывает волшебных результатов без приложения хоть каких-либо усилий. И не важно, в чем и где эти усилия приложены-в спорте, например, элементарная зарядка — это уже шаг к появлению желаемого результата — подтянутого тела или отличного пресса, у кого какая цель 🙂
Свою систему работы с информацией, я началспервого курса института. И вот уже 40 лет не могу «остановиться». Как результат, получилось «рабочее место юриста», без которого сегодня просто невозможно результативно работать. Обучаю всему этому своих студентов.
См.:Как стать профессиональным адвокатом — мой опыт
Советы от адвоката Виктора Чевгуза
Мысль стать адвокатом появилась у меня случайно, ровно через 20 лет после окончания юридического ВУЗа. До этого я, кроме следственной профессии, никакой другой деятельности не признавал. На пятом году следственной работы я был уже первым заместителем начальника следственного управления области, в моем подчинении находилось 240 следователей. Больше половины из них были старше меня по возрасту, званию и опыту работы. Блата и «волосатой руки» у меня не было, в Киев я попал по распредению ВУЗа. Но уже на втором году работы в должности следователя мне поручали самые сложные дела (хищения в особо крупных размерах, убийства, совершенные несовершеннолетними, дела по факту гибели режиссера и актера Леонида Быкова, известного украинского писателя Натана Рыбака и др.). Адвокатов, участвовавших в моих делах, я, как и многиедругие следователи, считал «обузой, тормозом» для следствия, потому что они в основном не помогали своим подзащитным, ни за что брали с них деньги и мешали отправлению правосудия. Сейчас положение не очень изменилось — восемь из десяти адвокатов работают также — им нельзя доверять ни дел ни денег. Дела клиентов они гробят, а их деньги — вылетают «в трубу»...
chevguz.com/page_6.html?item_id=187
Здравствуйте уважаемый Николай Медведев, у меня нет своей системы работы с информацией и только недавно я стал задаваться этим вопросом, о том как быстрее и эффективнее изучать полученную информацию,так чтобы она осталась в памяти и была возможность пользоваться ей на протяжении многих лет жизни. Эта потребность возникла у меня перед сдачей государственных экзаменов в институте(позновато наверное)!!! .Я по специальности гумманитарий если быть точнее юрист .Работаю в правоохранительных органах, диплом и знания на работе мне очень нужны.Перед экзаменами изучаю большое кол-во информации,особенно по теории гос-ва и права,но как мне кажется запоминаю я ее с большим трудом и трачу на это много времени.Посоветуйте мне пожалуйста,какими техниками необходимо овладеть в первую очередл для более быстрого понимания изученной информации,ее пересказа и сохранение в памяти на долгий срок.С уважением Алексей Столяров.
Алексей !
Посмотрите сначала мои статьи.
Читать, чтобы понимать (часть 1) https://tehread.ru/chitat-chtoby-ponimat-chast-1.html
Читать, чтобы понимать (часть 2) https://tehread.ru/chitat-chtoby-ponimat-chast-2.html
Читать, чтобы понимать (часть 3) https://tehread.ru/chitat-chtoby-ponimat-chast-3.html
а также:
tehread.ru/pereskazat-tek... -eto-prosto.html
tehread.ru/navyiki-peresk...hego-nachat.html
Я думаю, что главное в умении структурировать информацию и представлять ее в графическом виде. Пример возможных методов в моей статье «Современные методы конспектирования» tehread.ru/sovremennyie-m...ktirovaniya.html
Информация в таком виде легче запоминается. Я не представляю себе как можно запомнить сплошной текст, но если его сжать в графическую форму, то это становится возможным. Лично я так поступаю. Рисую связи, ключевые слова и тд. Так легче понять смысл и легче запомнить.
Но также важна личная заинтересованность в предмете.Это стимул для запоминания и внимания. Внимание — главный фактор.
И конечно важно ставить цели/вопросы, представлять как это будет использовано. Т.е. изучать не абстрактный текст, а наполнять его собственным смыслом, ставить вопросы, дискутировать.
Возникнут вопросы, пишите.
С уважением, Медведев Николай.
У меня такой вопрос к вам. Вот у меня есть несколько книг, которые могут дать полезные навыки в жизни, но применение их в жизни у меня хромает. И я не могу найти эффективно стратегии для внедрения их в жизнь. Как мне все-таки поступить самому придумать исходя из жизненного опыта или другой вариант.
Даниил!
Давайте рассмотрим конкретику.
Какая книга — какой полезный навык.
На конкретном примере думаю будет более понятно и полезнее.