
«Я читаю не быстро. Я быстро понимаю». Айзек Азимов
Прочитать текст с высокой скоростью и ничего не понять, такой результат вряд ли кого-то устроит.
Но, тем не менее, многие стремятся читать быстро, полагая, что это автоматически увеличит скорость и уровень понимания прочитанного. Так ли это ?
Довольно часто нам необходимы лишь факты из текста, их необходимо выявить в процессе чтения и запомнить. Запомнить можно и не стараясь понять, чисто механически или используя приемы мнемотехники.
Но если книга, дает нам Знания выше тех знаний которые имеются у нас на сегодня, то такую книгу необходимо Понять, а не просто прочесть и что-то запомнить. И здесь скорость понимания имеет большее значения, чем скорость чтения.
Человек не может усвоить за раз больше определенного количества информации. Сложный текст требует более медленного чтения. Читая быстро, мы лишь вытолкнем более раннюю информацию, которая еще не усвоена. Это бывает довольно часто, прочитал до конца страницу, а то, что было вначале, уже забыл.
Mind Map и понимание прочитанного
Другой проблемой является откладывание понимания текста на потом. К этому приучают нас карты памяти или Mind Map.
Мы так увлекаемся конспектированием, что это становится самоцелью. Чтобы что-то не упустить мы стараемся записать все, даже совсем неважное.
И уже совсем перебором является составление Mind Map в электронном виде. Да это красиво и современно. Но связь между рукой, когда мы пишем и мозгом известна, и это сильно влияет на запоминание.
В последнее время просто одержимость – составлять карты памяти и предлагать их другим читателям. Но смысл этих карт — запись собственных впечатлений от прочитанного материала, а они у каждого свои.
Наши конспекты в любом виде, должны содержать итоги нашего понимания материала, а не его переписывание. Но часто мы превращаем эту работу лишь в подготовительный этап – для последующего усвоения и понимания. Как правило, этот этап не наступает, и красивая карта откладывается в ящик на хранение.
Уровни понимания книги
Решению технических проблем чтения посвящают работу многие школы скорочтения. Но только ли в техническом плане лежат проблемы. Увеличив угол зрения, устранив проговаривание и регрессии (возвраты) мы увеличим скорость чтения, но вот увеличим ли скорость понимания –вопрос.
Как выявить мысль автора из последовательно передаваемой цепочки слов ? – в этом проблема.
Ограничивается ли понимание прочитанного только ответом на набор вопросов, которые сопровождают упражнения в школах скорочтения. Вряд ли.
Понимание – это не запоминание фактов с последующим выбором одного из 4-х предложенных вариантов. Но именно так построены многие тесты и система ЕГЭ, кстати тоже.
Это лишь самый первый уровень понимания, а таких уровней всего семь. Более детально рассмотрим их в следующих статьях, но второй уровень приведу сейчас.
Это способность пересказать текст. Когда из исходного текста рождается новый текст, в своей интерпретации – это уже ближе к пониманию. Есть даже шутливое «рассказал другим, и сам понял, о чем идет речь»
Пробуйте передать своими словами смысл прочитанного.
Короткий текст – длинный текст
Тренировки на коротких текстах вряд ли позволят автоматически перенести навык на длинный текст или книгу. И первое с чем сталкиваешься – а как же читать книги. Наше внимание рассеивается уже через 10 минут.
Как его сохранить при чтении это целая наука, о способах сохранения внимания я рассказываю в своей книге «Куда уходит внимание. Как сохранить внимание при чтении». И внимание во многом определяется не только интересом к изучаемой теме, но и причинами совсем не связанными с чтением, о чем в частности говорится в указанной книге.
Алгоритм чтения книги
В заключении, я приведу один из алгоритмов чтения книги (не художественной).
Если интересует чтение художественных книг, то много полезной информации содержится в книге «Мастерство читателя. Как прочесть все самое лучшее».
Итак, алгоритм (все стадии предварительного выбора книги уже прошли и вот перед вами книга, которую нужно прочесть, понять и использовать полученные знания):
1. Получить общее впечатление от книги путем быстрого просмотра текста.
С каждой страницей: читаем первое предложение в первом абзаце, в следующих абзацах – первую строку или просто пропускаем, читаем первое предложение в последнем абзаце.
Выделяем слова- триггеры, которые выделил автор, или которые отвечают на поставленные вами вопросы по тематике.
Не стоит формально подходить и на 100 % выполнять эти советы, — это лишь ориентиры чтения. Не видите ничего полезного в абзаце – пропускаете.
Важным на этом этапе является способность гибко менять скорость чтения, так называемое — гибкое чтение. И здесь важен диапазон вашей скорости чтения. У кого-то он от 100 слов/ мин до 1 000 слов/мин, а у кого-то от 100 до 200 слов/мин. Вот над этим уже можно работать.
Эта способность позволяет на высокой скорости пробегать легкую часть текста и снижать скорость чтения на сложных участках.
Тот, у кого скорость чтения невысокая, не сможет более быстро прочесть даже легкую часть текста. Это главное значение скорочтения, по -моему.
Польза от предварительного просмотра текста состоит в и том, что подсознательно мы усваиваем то, что прочитали, пусть даже бегло. Это создает некие внутренние связи (информационное дерево), о чем говорилось в статье «Как изучать новый материал».
Бегло просмотрев книгу, вы можете принять решение отложить ее следующее прочтение, дав себе время на размышление, или приступить ко второму этапу. Теперь вы уже представляете общую структуру книг, и имеете общее представление о ее содержании.
2. Добиваемся общего понимания прочитанного.
Читаем выборочно, иногда перескакиваем через абзацы, иногда возвращаемся для уточнения.
Ставим пометки на полях наиболее трудных мест, с тем, чтобы вернуться и изучить более подробно.
Это уже более высокий уровень понимания, один слой информации (первое чтение) накладывается на второй (второе чтение).
Подготовьте краткий обзор книги. Это можно сделать в виде Mind Map или другим известным вам способом.
3. Переходим к более детальному изучению книги, обращая внимания на упущенные связи.
Наше информационное дерево обрастает новыми связями, понимание темы повышается. Добавив сюда синтоптическое чтение (чтение нескольких книг по одной тематике) и применив практику задавать вопросы, мы получим хорошее понимание и запоминание содержания книги. Детальнее вы можете прочитать в статье «Читать, чтобы понимать».
Сравним это со сплошным чтением книги от и до, которое обычно практикуется. Я часто видел как у того или иного читателя, вставлена закладка в книгу и спрашивая о чем эта книга, получал ответ — я еще не дочитал. Как правило, чтение затягивается на недели и уже забывают, то о чем шла речь в начале книги. Можно ли считать это чтение рациональным ?
Думаю, что многие просто не знают другого варианта чтения.
Может смутить, что читать одну книгу три раза – зачем ? Но чтение это не просто сплошное прочтение материала, это – процесс обучения, который носит циклический характер. С каждым циклом уровень понимания и нашего знания увеличивается, что очень сложно сделать при обычном способе чтения. Попробуйте.
Приятная новость: я временно снизил цену на книгу «Куда уходит внимание. Как сохранить внимание при чтении» на 50 %. Сниженная цена продержится всего 3 дня, спешите воспользоваться возможностью.
[…] предыдущей статье Скорочтение или скорость понимания ?, было несколько слов об уровнях […]
Доброго времени суток, Николай.
Не могли бы Вы пояснить некоторые моменты?
1) Что подразумевается под «Человек не может усвоить за раз больше определенного количества информации»? Этот «раз» как-то измеряется (день, час, минута)?
2) Чтобы не вытолкнуть более раннюю информацию, ее необходимо «пережевать»?
Касательно интеллект-карт, Вы точь в точь описали то, что происходит со мной последнее время. Составление карт превратилось в какую-то манию, при этом большинство карт я вообще не открываю (как правило это как раз конспекты), т.к. они вызывают внутреннее отторжение.
3) Если нужно писать конспекты своей рукой, то в последствии можно их перевести в электронный вид (может быть получится изложить суть еще более сжато плюс хранить в электр. виде намного удобнее)? Если да, то какие способы хранения можете посоветовать?
Спасибо.
Спасибо, Алексей за вопросы !
Как измеряется этот «раз». Очень просто.
Берете сложный текст (допустим один или несколько абзацев). Читаете с обычной скоростью и затем со скоростью в 2-3 раза большей. Информации одно и то же количество, но уровень понимания будет разный. Как правило при высокой скорости он ниже. Т.е. за «раз» вы попробовали усвоить одно и тоже количество информации. Но высокая скорость не дала возможности ее усвоить. Мозг просто не успевает создать связи новой информации со старой.
Чем больше знаний по теме, тем этот «раз» становится больше и больше. Т.к. уже сформировано информационное дерево на которое добавляется новая информация.
По поводу карт памяти, прочтите мою статью «Расширенное чтение (Синоптическое чтение)» этап 7. Там я описал как следует составлять Mind Map. Большого смысла переносить в электронный вид я не вижу. В крайнем случае можно сделать скан копию.
Если нужны дополнения, напишите, пожалуйста.