Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Продолжим тему Самообразование. И сегодня попробуем разобраться с сутью этого понятия.
Ведь многие думают, что, прочитав какую-то книгу, узнав что-то новое – значит они уже занимаются самообразованием.
Верно это или нет? Попробуем разобраться.
Самообразование — определимся с понятиями
Вот какое определение дает толковый словарь Ожегова: самообразование — приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.
Вопрос – что такое знание?
Знание — это обладание проверенной (каким-либо способом) информацией, позволяющей решить какую-либо практическую задачу.
Как человек получает знания, вспомним такую цепочку: данные – информация – знания.
Данные — это сведения на любом носителе, который позволяет их хранить, передавать, обрабатывать. Например, текст в книге является просто данными до того момента пока книга не попала к читателю. Или телефонная книга – это только набор данных.
Информация – это данные, но уже со смысловой нагрузкой. Нагрузку данным придает пользователь. Книга попадает к читателю, читатель преобразует данные в информацию, находя в книге что-то полезное для себя. Для случая телефонной книги – узнал нужный адрес, это уже получение информации.
Знания – это уже проверенная практикой информация, позволяет многократно пользоваться этими знаниями. Узнал из книги по здоровью – как повысить иммунитет, использовал эту информацию на практике – теперь человек обладает знаниями. Вот такой простой пример, как данные превращаются в знания.
Но мы собираем информацию не для того чтобы накапливать знания, а для того чтобы эти знания использовать на практике, чтобы предпринимать правильные действия и принимать правильные решения.
*****
В определении из словаря Ожегова присутствует фраза — без помощи преподавателя. Поэтому остановимся на методах организации образовательного процесса.
Дошкольное образование (типы образовательных учреждений: ясли, детский сад).
Общее образование (ступени общего образования: начальное общее, основное общее, среднее общее).
Типы образовательных учреждений: школа, гимназия, лицей, специальные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также (школы-интернаты и др.).
Начальное профессиональное образование (НПО) (типы образовательных учреждений: профессионально-техническое училище, профессионально-технический лицей).
Среднее профессиональное образование (СПО) (типы образовательных учреждений: техникум, колледж).
Высшее профессиональное образование (ВПО) (ступени высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет, магистратура). Типы образовательных учреждений: институт, университет, академия.
Послевузовское профессиональное образование (формы подготовки научных кадров: аспирантура, докторантура).
Кроме того, существует система дополнительного образования разных уровней: дополнительное образование детей, повышение квалификации, переподготовка.
Эти организационные формы предполагают наличие преподавателя, программ, учебного процесса.
Самообразование – это самостоятельная организация учебного процесса.
Вот с этих исходных позиций и будем рассматривать самообразование.
Типы самообразования
Самообразование — самостоятельное приобретение знаний для чего-либо.
Чтобы разобраться – для чего же их можно приобретать, используем такой инструмент в науке Методология – как классификация.
Когда чего-то слишком много, то упорядочить и прояснить картину позволяет именно классификация.
Любая классификация имеет в качестве основания — какой-либо критерий. Рассмотрим возможные варианты этих критериев.
Критерий — направленность самообразования
В общем виде:
Профессиональное, специальное.
Общеразвивающее.
Для общеразвивающего возможны следующие сферы:
— общегуманитарное,
— социокультурное,
— религиозное,
— нравственное,
— экономическое,
— правовое,
— семейно — бытовое и тд
Чтобы жить нужно иметь образование специальное, чтобы разбираться в том, что происходит вокруг необходимо общее образование. Так пишет Н.А. Рубакин в своей книге «Как заниматься самообразованием».
Специальное образование дает узкий круг знаний и навыков. Общее – это широта кругозора и целостное мировоззрение. Понимать окружающую жизнь – вот первая задача образованного человека.
Детализирует приведенный выше критерий, следующий вариант классификации.
Критерий — Потребности
Самообразование имеет личную значимость и возникает на основе потребностей конкретной личности.
Можно выделить следующие виды:
Профессиональное
Бытовое самообразование
Познавательное
Самообразование самореализации
Рассмотрим подробнее каждый вид.
Профессиональное – сохранение и повышение профессиональной компетенции. Стать Мастером своего дела – как перспективная цель мотивирует человека на поиск и усвоение нужной для этого информации.
Бытовое самообразование – овладение опытом, необходимым в быту, включая досуг и отдых.
В бытовом самообразовании может быть еще 2 подвида:
— увлеченное – когда присутствует сильный интерес к какому-то предмету, это фанаты в определенных областях — спорт, филателия, и тд.
Длительный и устойчивый интерес в выбранной области часто приводит к настоящей компетентности и может вывести человека в профессионала, эксперта в этой области знаний.
— ситуационное – когда освоение знаний и умений необходимо для разрешения конкретной ситуации, вызванной бытовыми обстоятельствами житейского толка (ремонт мебели, личного транспорта, сантехники).
Познавательное – познание окружающего мира.
Познавательное также имеет 2 подвида:
— прагматическое – усвоение знаний и умений с целью овладения такой профессией, которой не обучают в рамках официального образования (садовод, охотник, рыболов).
— творческое — направлено на получение нового продукта, новых знаний за счет синтеза полученной информации.
Самообразование самореализации – охватывает физическую, интеллектуальную, нравственную и духовную сферу и ведет к изменению свойств и качеств личности в ее стремлении к идеалу.
Процесс самореализации проявляется в следующих явлениях: самоопределение, самоутверждение и самосовершенствование.
Самоопределение – избирательное отношение к окружающей среде, в соответствии со своими внутренними установками, идеалами, мировоззрением. Решение обычно принимается путем накопления данных и информации для принятия такого решения.
Здесь присутствует этап поиска и усвоения информации, позволяющей найти себя, т.е. выявить свои интересы, свое место в жизни, профессиональное призвание и тд. «Ищу себя», некоторые занимаются этим всю жизнь, кому-то достаточно сильного эмоционального отклика на что-то, например, прочитанная книга или событие в жизни. Для кого-то это просто отговорка ничего не делать.
Самоутверждение – «стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса», позволяющего выделить себя как личность на фоне других. Это достигается выработкой определенных качеств и свойств дающих право считать себя более осведомленным и знающим, более сильным и ловким, более умным и умелым и тд.
Этот подвид связан с формированием собственного объема знаний и умений, позволяющим видеть себя равным или более осведомленным и умелым по сравнению с другими.
Самосовершенствование – охватывает физическую, интеллектуальную и духовную сферу. Начинается с осознания личного идеала (сверхЯ). Сравнение себя с этим идеалом приводит к желанию изменить себя.
У подростков в качестве субъектов идеала выступают сильные личности (артисты, спортсмены, ученые и тд). В зрелом возрасте самосовершенствование обычно связано с профессиональной деятельностью и способствует профессиональному росту, повышению квалификации.
Критерий — Направленность самообразования
На что направлено самообразование и что человек получает в результате?
В процессе самообразования человек может восстанавливать утраченные знания и умения, наращивать их, а может приобретать такие знания и умения, которые вредят его здоровью, психике и социальному статусу.
Можно выделить три вида:
консервативное самообразование, связано с восстановлением утраченных знаний и направлено на поддержание компетентности в определенной сфере (например, профессиональной или учебной).
прогрессивное самообразование — освоение новых областей и сфер, интеграция системы знаний.
регрессивное самообразование – направленное на ухудшение характеристик состояния окружающей среды или самого себя.
Возрастные критерии
Возрастные особенности также являются основанием для классификации. Есть особенности самообразования для детей, подростков, молодежи, взрослых.
Дошкольное, детское – несформированное, спонтанное.
Школьное, студенческое, юношеское – формирование и реализация интересов и склонностей, связанных с личным интересом и с улучшением восприятия и усвоения школьных предметов.
Послешкольное, послевузовское, взрослое – автономное, основанное на самоорганизации и направленное на свободное развитие.
Отмечу, что несформированное, спонтанное самообразование может продолжаться и в школе, а не только до школы. И продолжаться до старших классов, пока не возникнет сознательная тяга к собственному осмыслению действительности. Но такая тяга, к сожалению, не всегда возникает.
Критерий — цель
Еще одно основание для классификации – цель. Самообразование всегда имеет цель, хотя эта цель иногда ясно не просматривается.
Мотивы такие – «так хочется», «просто интересно», а почему – или неясно или неважно. Мы часто не в состоянии сказать определенно, что вызывает этот интерес, в чем наши побуждения считать это интересным.
Т.е существуют и нецелевые виды самообразования. Интерес часто «подсовывает» внешняя среда – престижные или модные направления, которые сами провоцируют человека заниматься ими — экономика, дизайн, психология, парапсихология… Не мы ставим цель, а мы повинуемся ей, начинаем искать средства для удовлетворения того интереса, который она пробудила в нас.
Отметим, три подвида:
Самоцельное
Связано с такой сферой деятельности или с такой информацией, которая сама провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса к освоению знаний и умений в данной области. Новые или модные отрасли: психология, астрология и тд.
Попутное
Это когда человек занимаясь целенаправленно, попутно узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения в личных или социальных целях.
Целенаправленное самообразование – человек сам ставит себе цели в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги – поиск средств, информации, оценка итд.
Содержательные и субъектные критерии
Содержательные – целевые. Ради каких целей осуществляется самообразование. Профессиональный рост, повышение культурного уровня, новый уровень знаний в выбранной области и тд. В основе лежат потребности, мотивы, интересы, ценности и установки.
Субъектные критерии. Это важные критерии – поскольку обезличенный, бессубъектный подход к самообразованию — тупиковый вариант. В силу того что не всем нужно профессиональное самообразование. Например для педагога, ученого, журналиста, художника, предпринимателя и тп – самообразование является необходимым. Без него они просто не смогут выполнять свои функции.
А например для работников монотонного или тяжелого физического труда – профессиональное образование не так важно и его может и не быть, но для них самообразование может иметь место в личном плане – развитие культурных, познавательных потребностей.
Для определенных социальных слоев и групп самообразование является возможностью перехода в новый социальный или профессиональный статус. Поэтому субъектные критерии необходимо учитывать и выстраивать программу самообразования с учетом конкретной личности (субъекта).
Уровни самообразования
Первый, низкий уровень – спонтанное, внесистемное самообразование, под воздействием внешних причин (например, подготовка к какой-либо проверке).
Второй, средний уровень – ситуативное самообразование на фоне интереса к какой-то теме, новой информации, удовлетворению познавательных потребностей.
Третий, высокий уровень – систематическое целенаправленное самообразование.
Наивысший уровень, проявляется тогда когда самообразование становится постоянной жизненной потребностью и чаще всего носит исследовательский характер.
Функции самообразования
Экстенсивная – приращение, накопление, приобретение новых знаний.
Саморазвивающая – развитие самосознания, памяти, мышления, профессиональной культуры.
Методологическая – формирование образа мира, своего места в нем, определение своей профессиональной сути.
Компенсаторная – преодоление недостатков процесса предыдущего обучения, ликвидация пробелов в подготовке.
Коррекционная – внесение коррективов в практические умения и навыки.
Восстановительная – воспроизведение тех знаний, которые были утрачены по какой-либо причине.
Коммуникативная – установление междисциплинарных связей.
Сотворческая – достраивание деятельности до уровня творчества, формирование качеств креативной личности.
Психотерапевтическая – сохранение жизненной энергии, физической силы.
Геронтологическая – поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.
Остановлюсь чуть подробнее на последней функции.
Старость, пожилые годы, эпоха «золотой осени», мудрой поздней зрелости человека. Какова будет продолжительность этой эпохи зависит от конкретного человека. Ведь теряются многие связи, обусловленные предыдущей работой и человек поначалу чувствует себя «потерянным».
Но проявляя интерес к миру пожилой человек восстанавливает эти связи, и самообразование выступает как способ их восстановления. Самообразование в этом возрасте становится образом жизни, ее смыслом, ее энергией, возникает стимул к существованию.
Интерес к наукам, искусствам, чтению, истории, — все это укрепляет жизнестойкость организма. Поэтому на геронтологическую функцию самообразования стоит обратить внимание и возможно помочь пожилым близким пробудить таким образом интерес к жизни.
Методика для выбора направленности самообразования
Пока это не совсем методика, но некоторые подходы.
Приведенные виды самообразования показывают разнообразие подходов. Можно запутаться.
С чего же начать?
Если подходить системно, то начинают обычно с анализа текущего состояния – Где я нахожусь сейчас.
Затем определяют – будущее желаемое состояние. И намечают план перехода от текущего к желаемому состоянию. Вот таких три этапа.
Анализ текущего состояния можно начать с оценки уровня самообразования, на котором находится человек. Выше приведены: низкий, средний, высокий, наивысший.
Далее оценим целевые критерии: самоцельное, попутное и целенаправленное.
Допустим что получился такой вариант: ситуативный интерес к чему либо вызывает желание узнать об этом побольше. Т.е. самообразование носит самоцельный характер, возникает под влиянием внешних воздействий: услышал – захотел узнать более детально.
Это с одной стороны – неплохо, но я бы обратил внимание на умение различать любопытство и любознательность. Подробнее в моей статье «Любознательность VS любопытство».
Можно жить и в таком режиме, услышал – увидел – узнаёшь больше. Но это хаотичное саморазвитие, неизвестно какой интерес подкинут в очередной раз, кроме того можно пропустить что-то важное. Поэтому желательно взять этот процесс под собственный контроль, т.е. переходить к целенаправленному самообучению.
Определив будущее состояние как систематическое целенаправленное самообразование можно переходить к детализации, т.е. к задачам самообразования. Используем вышеприведенные варианты классификации.
Выделим два направления: профессиональное и общее. Остановимся в этой статье на общем самообразовании. И здесь возможны следующие направления.
Бытовое самообразование – научиться какому-то навыку для быта, например, строительство домика на приусадебном участке. Чем больше бытовых навыков, тем легче жить.
Познавательное – расширить кругозор в областях, входящих в понятие – образованный человек. В статье «Образованный человек – это кто?» я приводил примерную программу, предлагаемую Н.А. Рубакиным. Можно взять за основу, скорректировав под ваши потребности.
Самообразование самореализации. Многие понимают самообразование именно в этом варианте. Как уже отмечалось выше процесс самореализации проявляется в следующих направлениях: самоопределение, самоутверждение и самосовершенствование.
«Ищу себя» — самоопределение. Что именно делаю для этого. Какую литературу прочитать, с кем пообщаться, что узнать, что послушать и тд. Некий план действий.
Самоутверждение – какие качества и свойства нужно развить, если цель – где-то выделиться. Например, выдержка и самообладание — хорошее качество, которое стоит развивать.
Самосовершенствование – в какой сфере — физической, интеллектуальной, духовной мне нужно совершенствоваться. Какие критерии и идеалы будут ориентирами. Пример – физическое и психическое здоровье, чем не ориентир.
Не забываем также о функциях самообразования. Они полезны для понимания – как можно строить личную программу самообразования.
******
Итак, еще один шаг на пути понимания – что такое самообразование. Информации много, может возникнуть еще большее непонимание. Но из Хаоса возникает Порядок.
Поэтому пусть информация уляжется в голове. Процесс осмысления запускается автоматически и результатом часто бывают интуитивные озарения – ага понял.
Но если кто-то хочет ускорить этот процесс, пишите и задавайте вопросы.
В следующих статьях тему продолжим.
С уважением, Медведев Николай.