
Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Сколько бы вы не учились, сколько бы не знали, знанию и образованию нет предела. Как бы не были обширны ваши знания их можно сделать еще шире. Как бы они не были глубоки они могут быть еще глубже.
Так говорил Н.А. Рубакин в своей книге «Как заниматься самообразованием».
Вопрос – зачем нам эти знания?
Чтобы быть образованным, разбираться в процессах, происходящих вокруг, уметь эффективно действовать для достижения целей.
Опять вопрос – зачем нам это?
Ведь целей то, как правило и нет. Весь интерес лежит в области потребления – вещей, пищи, удовольствий и тд. А здесь и простых знаний достаточно, — да и реклама поможет и укажет – что именно для тебя нужно.
****
Полнота жизни. О чем говорит это понятие?
Ну это когда некий сапожник знает только сапоги и ничего больше. Кругозор предельно сужен. Какая уж тут полнота жизни. Хотя он может быть и счастливее большинства других.
«Многие знания — многие печали», — сказал царь Соломон.
Чем больше познаешь мир, тем больше понимаешь его и свое несовершенство.
Может действительно лучше так - «меньше знаешь — крепче спишь». И чем уже твои знания – тем меньше проблем, которые могут волновать (самый лучший способ борьбы со стрессом — не видеть проблем, т.е. не просто не замечать, а именно не видеть их, поскольку уж очень узкие знания).
Узкий специалист, — как по А. Райкину – к пуговицам претензий нет, — нет. А то что костюмчик кривоват, — то это проблемы другого узкого специалиста.
Дробление знаний ведет к ограниченности. Узкий медицинский специалист ограничен своей областью и будет лечить только ее, не задумываясь, как это повлияет на всю систему человека.
Или наука, ушедшая в свою узкую область и потерявшая моральные границы. Ведь мораль – это уже другая специализация.
Узость взглядов, узость сознания и примитивность картины мира. Может для обывателя и «современного потребителя» – это и нормально, но для человека думающего – этого мало.
****
Счастье. В чем оно?
В свободе творчества, в достижении высоких целей. Целей общественной значимости. И чем выше значимость, тем выше и цель.
****
Переоценка модного сейчас индивидуализма. Заметили эту тенденцию, идущую с Запада?
Живи для себя, здесь и сейчас. Замечательно. Это как с сапожником – если кругозор узкий, то почему бы не ухватиться за идею индивидуализма.
Но к чему это ведет?
«Это мое мнение», «это твое личное мнение», «не надо учить, что мне делать» и тд и тп. Мы не можем понять друг друга, вся наша коммуникация основана на некоей индивидуализации. Я уникален и этим все сказано. Но это ведет лишь к разобщению, если все уникальны, то что нас объединит.
Разве это не результат узости нашей картины мира. Картины, где только я – уникальный, а что касается взаимодействия в системе, в которой я живу – то не возникает ни желания, ни способности узнать о ней больше. Расширить свой кругозор. Стать образованнее. Нет желания.
*****
Вот такие размышления. Действительно, чем больше узнаешь, тем больше чувство неудовлетворенности и неуспокоенности. Собой, этим миром, действительностью, будущим.
Но может быть именно эта неуспокоенность движет научными открытиями, творчеством, прогрессом, да и вообще смыслом жизни. Может быть неудовлетворенность и неуспокоенность (печаль) — это и неплохо.
Можно конечно ограничиться только профессиональным образованием. Профессиональные знания и навыки дадут возможность заработать на хлеб насущный.
Но понимание различных сторон мировой жизни: от атомов до космических пространств, от микроорганизмов до племен и народов, знаний дающих постижение полноты жизни — это только общее образование.
И тот и другой вид образования не заканчивается школой или институтом, а продолжается всю жизнь.
****
А есть ли какие-либо общие методы познания, с помощью которых человек может вникать в новые и новые области?
Об этом поговорим в дальнейших статьях.
Жду Ваших комментариев.
С уважением, Медведев Николай.
Занятная тема. Я похоже представитель описанного индивидуализма. «Живи для себя, здесь и сейчас», «это мое мнение», «это твое личное мнение», «не надо учить, что мне делать» и тд — это про меня. Но я никак не попадаю под узкого, ограниченного человека. Да моя индивидуальность в том, что я разносторонен. Но признаюсь — логику выводов автора я вижу, а свои аргументы кроме личного примера привести затрудняюсь.
Хотя... Аргументы есть, но на текст мысли не ложатся пока. Подумаю ещё.
P.S.Пишите чаще)
Спасибо, Дмитрий за Ваш комментарий!
Разносторонность ведь тоже может быть только относительно себя. А мир гораздо шире.
В теории систем, — если между отдельными частями системы существуют противоречия, то система идет к разрушению.
Недаром есть такая фраза «разделяй и властвуй». Если что-то разделить, то проще и влиять, создав противоречия между частями. Поэтому путь индивидуализма (разделения) — вряд ли верный.
Все же мы живем в системах: организм, семья, коллектив, государство, планета, Вселенная и тд. Нужно учитывать взаимодействие, а это широта кругозора.
Ипохондрик думает только о здоровье, а кто-то только о проблемах мироустройства. Но можно жить интегрально (есть интересные моменты в книге Кен Уилбер «Практика интегральной жизни»), думая о разных сторонах жизни и лучше понимая происходящее.
Собственно об этом я и хотел сказать в статье.
С уважением, Николай.
спасибо за статью.
Очень интересно и актуально для меня.
но вот опять эта идея, которая и меня захватывает — «вникать в новые и новые области» не приведет ли она к распылению себя?
Есть еще такое хорошее высказывание «нельзя объять необъятное».
Мой китайский Мастер цигун на т эту тему сказал, что если вы постоянно будете заниматься и пробовать что-то новое, то всегда будете новичками.
Плоха, конечно, ограниченность. Но, наверное, и всеядность не очень хороша.
Последнее предложение я также адресую и себе.
Жду Вашего комментария.
С уважением, Елена
Спасибо, Елена за комментарий!
Расширять кругозор — это не обязательно уходить с головой в новое занятие.
Я уже когда-то писал, что есть специалисты Т, а есть I. Специалисты Т — (представьте графически) — сильны в узкой области (вертикальная палочка), но и имеют широкий кругозор по смежным областям (верхняя палочка). Ценятся именно такие специалисты. Сильные в малом, и разбирающиеся во многом.
Не надо бояться быть новичком в новом деле, если Мастер в другом. Но ценность Мастера несомненно увеличится если он будет разносторонне развитым.
Почему бы не узнавать новое, ведь областей -то всего три: личная, социальная, природная. Когда я изучал тему воды tehread.ru/voda-skolko-pi...yu-vodu-pit.html посмотрите сколько смежных областей было затронуто. Но это был узкий вопрос, который раскрыл множество других направлений.
Но расширять кругозор можно и системно. О чем собственно я хочу далее написать. А разделов для изучения очень много, я уже писал об этом в статье tehread.ru/obrazovannyiy- ...vek-eto-kto.html
Надеюсь, что мы вместе сможем формировать личную систему самообразования. Если конечно будут активны мои читатели и будут задавать вопросы.
С уважением, Николай.
Возьму про специалистов на заметку. Наглядно. Спасибо.
Очень люблю системный подход. Очень жду про систему.
Спасибо