
Я думаю, что будет интересно познакомиться с результатами опроса, проведенного среди читателей блога «Технологии чтения».
Тема опроса: Какие вопросы, связанные с чтением Вас интересуют больше всего ?
Опрос, проводился с 04 по 06 октября, среди подписчиков на мои электронные книги, размещенные на блоге.
Большое спасибо всем участникам опроса !
И просьба ко всем читателям — активнее участвовать в следующих. Ведь ваше мнение очень важно для меня, именно оно формирует темы будущих статей.
Итак, результаты:
Наибольшее число голосов занял фактор — Понимание содержания, он интересует 76 % ответивших.
Действительно, - это самое важное при чтении.
Мы читаем ради понимания содержания, а не ради самого процесса чтения.
Следующий по числу голосов – Запоминание (72 %).
Прочитать и не запомнить – о чем читал, это нежелательный результат чтения. Хотя именно так мы обычно и читаем.
Скорость чтения важный фактор для 55 % участников. Хорошо, что он не доминирует в списке. Хотя скорость и важна, но при отсутствии понимания и запоминания, — зачем нам скорость ?
Внимание, в числе четырех лидирующих факторов, на последнем месте – 52 % голосов. Хотя именно внимание – основное условие понимания и запоминания. Видимо пока нет видимости такой связи. Но это наиболее важное при чтении, о чем собственно я и написал в книге «Куда уходит внимание».
Записи и конспектирование – 24 % голосов.
Записи при чтении необходимы как форма фиксации своих мыслей. Но мы привыкли рассматривать записи, как сокращенная форма содержания. Все же – это наши мысли, в результате прочтения, которые мы излагаем на бумаге.
Для меня всегда было загадкой – какой смысл несут карты Mind Map, составленные другими. Ведь это их мысли и ключевые слова, несущие значения именно для того кто составил карту памяти. Для вас это лишь — справочная информация, не более. О картах памяти мы еще поговорим на страницах блога.
Поиск необходимой информации – также 24 % голосов. Низкий процент, связан скорее всего, с тем, что как правило такая необходимость возникает при чтении специальной литературы. Хотя подбор литературы художественной по определенному вопросу или теме, также иногда вызывает затруднения. Некоторые алгоритмы поиска я предложу в ближайшее время.
Спасибо участникам, ответившим в свободной форме на пункт анкеты «Собственный ответ»
1. «Постановка вопроса не учитывает типа и цели чтения. Газету, учебник, научную статью и сборник анекдотов читают с разными целями».
Полностью согласен, но опрос носил характер выявления общих тенденций. И можно предполагать, что читатели отвечали, опираясь на опыт чтения – художественных и специальных книг.
Конкретизация вопроса, безусловно нужна и в следующих опросах она прозвучит.
2. «Практическое применение знаний: прочитал книгу-понял 20-ть идей — а сколько применил?»
Да, это проблема. Нас не учили технологии перевода знаний в действие. О технологии применимой к самообучению мы еще поговорим на страницах блога.
Общий вывод, который я сделал по результатам опроса.
1. Он подтвердил мое мнение, что наиболее важным является Понимание и Запоминание.
И в то же время я вижу отсутствие методик, направленных на развитие именно этих навыков.
Скорочтение, которым так увлеклись в последнее время лишь увеличивает ту информационную кашу в голове, которая сформировалась и без него. Систематизацию получаемой информации практически никто не освещает.
Приемы запоминания, в основном опирающиеся на мнемотехнику, или запоминание предметов, лиц и тд – никак не связаны с запоминанием при чтении.
Равным образом и развитие внимания. Упражнения на развитие концентрации дают мало пользы при чтении, там действуют другие механизмы.
О них я и написал в книге «Куда уходит внимание». Думаю, что такого же подробного рассмотрения требуют вопросы Понимания, Запоминания, Конспектирования и безусловно Скорочтения (но я за терминологию – Рациональное чтение).
В мои планы также входит и описание Технологии самообучения.
Еще раз спасибо, всем участникам опроса !
Возникшие вопросы и предложения, вы можете оставить в комментариях.