
В своем обзорном исследовании «Как прочитать все самое лучшее» был предложен подход – учиться читать читая. Применим его и для развития памяти – будем развивать память запоминая важный и интересный для нас материал, а не абстрактные слова и предметы.
Тем более что это является основным правилом, рассмотренным в предыдущей статье «Как улучшить память».
Для начала создадим идеальные условия для запоминания, допустим стихотворного отрывка. Выбираем понравившийся, который мы хотели бы сохранить надолго в нашей памяти.
Почему начинаем с идеальных условий ?
На этом этапе важно использовать весь потенциал нашей памяти, когда устранены все отвлекающие факторы. Мозговая деятельность, как впрочем, и физическая требует благоприятных условий.
Наша задача – затратить минимум усилий для достижения наилучшего результата.
Определяем время, когда запоминание будет наиболее продуктивным.
1. Влияние утомления.
Не самое лучшее время, если вы – утомлены, расстроены, озабочены и загружены проблемами. Иначе вы еще более утомитесь и вряд ли что-то запомните, а тем более вспомните на следующий день. Также неблагоприятное время, когда вы утомлены физически или у вас обострение хронической болезни. Переутомление – главная причина забывания.
Да, вы запомните и в таком состоянии, но лишь малую долю из того что пытались заучить.
2. Суточные биоритмы.
Вся деятельность организма человека подчинена определенным ритмическим колебаниям, как и все живое в природе. И самый важный биоритм — суточный.
Состояние нашей интеллектуальной активности также подвержено суточным колебаниям, хотя мы этого можем и не замечать. В первые часы после пробуждения голова «ясная», энергия наибольшая. По мере того как проходит день – накапливается усталость. Продуктивность памяти также падает в течении дня. Сон восстанавливает жизненные силы. Сон с 22 ч до 6 часов является наиболее здоровым и полноценным.
Таким образом, именно утром мы владеем всеми нашими способностями в полной мере. Это правило, хотя есть и исключения, например, Достоевский работал по ночам, почти до рассвета.
Пики активности чередуются с часами спада.
Максимальная активность наблюдается: от 5 до 6 часов, с 11 до 12 часов, с 16 до 17 часов, с 20 до 21 часа, с 24 до часа ночи.
Несмотря на то, что на 24 — 1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности, она является не естественной активностью, и в последующие дни у таких людей резко снижается работоспособность. Такие нарушения естественного ритма сна приводят к ишемической болезни сердца, гипертонии, хронической усталости и пр.
Спад активности: с 2 до 3 часов, с 9 до 10 часов, с 14 до 15 часов, с 18 до 19 часов, с 22 до 23 часов.
Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 часов, затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 часов вновь незначительно повышается. Но это верно лишь для части людей.
Около 30% имеют максимальные показатели работоспособности только в вечерние часы, и 45 — 50% — одинаковый уровень работоспособности в течение всего рабочего дня. Эти группы людей условно названы «жаворонками», «совами» и «голубями».
Работоспособность «сов» отодвигается, как правило, на вечернее время, когда организму приходится затрачивать дополнительные усилия для бодрствования. А это преждевременно изнашивает организм.
Кратко:
Сова – это тот, кто поздно встает и поздно ложится. С утра вставать очень тяжело. Продолжает спать на ходу еще час-два после пробуждения.
Жаворонок — тот, кто рано ложится спать, рано просыпается, причем очень легко. Утром он в «ударе», но к вечеру энергия заканчивается.
Наиболее благоприятное время для всякого рода умственной работы в часы максимальной активности. В это время мозг более расположен воспринимать новую информацию.
Но у каждого человека свои индивидуальные особенности. Поэтому прежде чем приступать к развитию памяти, следует изучить свои привычки, свой стиль жизни и свою психологию и сопоставить ее с научными данными, касающихся биоритмов.
Можно поэкспериментировать с выбранным стихотворным отрывком – пытаясь запоминать его в течении различных периодов дня.
В целом же задача – выявить свой тип (жаворонок, сова, голубь), свой дневной жизненный стиль (подъем, занятия, сон), сопоставить с данными исследований по пикам активности и спадов и сделать выводы – какое время для вас наиболее предпочтительно в качестве «идеального» для заучивания материала.