
Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения» !
Сегодня я предложу вашему вниманию – одну главу из моей книги «Как читать, чтобы понимать».
Глава посвящена одной из пяти рассматриваемых в книге технологий чтения, а именно- синоптическому чтению.
Есть ограниченное чтение (чтение одной книги, без какой либо связи с другими источниками) и расширенное чтение (изучение нескольких книг, взаимосвязанных между собой). Эта взаимосвязь может быть объединена общей проблемой, темой, смыслом.
Когда требуется такое расширенное чтение ?
В тех случаях, когда необходимо приобрести четкое и глубокое понимание по определенной теме.
Необходимо научиться качественно «обрабатывать» любое сочетание книг. В противном случае можно не освоить ни одну из них.
Основные этапы расширенного чтения:
1 этап – Постановка цели
Начать изучение темы необходимо с определения цели. Значимой цели. А точнее лично значимой для вас цели.
Я хочу изучить вопрос ___________________ с целью ___________
Если вы читали статью «Любознательность VS Любопытство», то должны помнить, что чтение ради любопытства – пустая трата времени. Через пару часов информация, как правило, забывается.
2 этап – Составление списка литературы
Составить библиографический список книг, которые необходимо прочесть.
Сюда войдут: справочная литература, например словари, энциклопедии и другие книги, связанные в контексте темы.
Если вы сначала прочтете книгу более раннего автора, это поможет понять книгу, написанную позднее. Читать книги в их взаимосвязи и в хронологической последовательности — основное правило расширенного чтения.
Источники получения информации для составления списка:
1.Рекомендации друзей и коллег.
2. Различные ссылки, содержащиеся в уже изученных ранее книгах.
3. Поиск списков литературы на специализированных форумах.
4. Различные подписки на специализированные рассылки.
5. Участие в различных электронных сообществах, посвященных вашей тематике.
6. Посещение магазинов, в том числе поиск в Интернет-магазинах.
7. Обращения к специалистам с просьбой порекомендовать нужную литературу.
Итак, список литературы составлен. Пусть он будет избыточным, отбор из этого списка — это следующий шаг.
3 этап — отбор книг для изучения (Шорт лист)
Шорт лист (short list) – короткий список, в отличие от Лонг-листа (long list) — длинный список.
Из полученного списка нужно отобрать несколько книг для дальнейшего ознакомления.
Критерии могут быть разные:
1. Книгу, предложенную в разных источниках, стоит включить в ваш шорт лист.
2. Вы доверяете источнику, порекомендовавшему эту книгу.
3. Вы доверяете автору книги.
4. Это фундаментальная книга.
5. Это новинка.
6. Другие Ваши критерии
Допустим, воспользовавшись каким-то набором критериев, вы отобрали нужные книги и составили Шорт-лист.
Количество книг в Шорт-листе не должно быть большим (3-5-7). Хотя, это зависит от целей, времени и срочности. Иногда нужно сделать обзор из всех книг по данной тематике.
Возможно, какие-то книги вы не сможете найти (это следующий шаг), поэтому должен быть небольшой страховой запас (1-2) книг для возможной замены (из длинного списка).
4 этап – сбор литературы
Собрать книги в одном месте. Это может быть печатный (что предпочтительнее) или электронный вариант.
В результате, эти книги, в каком-то из вариантов, появились у вас. Или часть книг на подходе.
Далее работаем с каждой книгой отдельно.
Итак, книги в наличии, приступаем к чтению.
5 Этап – Предпросмотр
Полистать эти книги, используя методику Предпросмотра, с тем, чтобы понять, соответствуют ли они вашей цели.
Подходящие под ваши критерии оставляем для дальнейшего чтения.
6 этап – Чтение
На этом этапе вы выбираете способ чтения – углубленное чтение, выборочное чтение.
7 этап — Карта памяти
Составить карту памяти. В центре – ваша целевая установка (личная цель).
Здесь очень важный момент:
Карта памяти строится на основании вашей цели, а не только на материале книг.
Обратите внимание на стандартные Mind Map (карты памяти) – в них содержится лишь перечень слов, раскрывающих содержание книги.
Ваша задача – построение карты, включая в нее важные моменты, позволяющие достигать вашей цели.
Карта должна собрать всю полезную информацию из книг, соответствующую именно вашей цели. Не нужно стараться собрать много деталей. Не содержание книги, а ваша цель имеет значение.
Задача не просто понять эти книги, а чтобы книги помогли осознать вашу цель. И помочь ее достижению. Включайте в карту список важных понятий, идей и мыслей.
8 Этап — Подведите итог вашего исследования
Изучите полученную карту. Найдите сходства и различия во мнениях разных авторов.
Сумев это проделать, вы начнете понимать основные мысли, которые авторы хотели донести до читателя.
Определите спорные вопросы, по которым авторы расходятся во мнениях или подходах.
Раскрыв различные точки зрения вы тем самым повысите свои знания по изучаемой теме.
Полезным будет использовать такой прием:
Вы репортер, ведущий расследование. Задавайте каждому автору свои вопросы. Представьте, что они все собрались за одним столом, и вы можете с ними пообщаться.
Собрав необходимую информацию, сформулируйте собственную точку зрения.
Этому поможет проделанная выше работа, когда изучая различные точки зрения других авторов, вы начинаете синтезировать собственное видение проблемы.
Ваше собственное мнение опирается на проведенное исследование, ваши предыдущие знания и опыт. Сопроводите это мнение аргументами, почерпнутыми из изученных книг. Подтвердите аргументы цитатами.
9 этап – новая карта памяти
Составьте новую карту памяти.
Возможно, вы сможете найти собственную оригинальную точку зрения, не высказанную ни одним из авторов.
В этом сила и мощь синоптического чтения — вы использовали умственную энергию многих мыслителей.
Скажу еще одну важную вещь: любая книга содержит одну или несколько идей. Читателю важно уловить ее и составить план по реализации или дальнейшему использованию этих идей. В этом смысл чтения, по крайне мере нехудожественной литературы.
Понимая это, действительно на чтение любой книги уходит 2-3 часа, а не дни и недели.
Недели и месяцы уходят на реализацию этих идей, а не на прочтение.
*****
Выше я описал одну из технологий чтения – синоптическое чтение.
С другими технологиями, а именно:
1. Чтение деловой литературы.
2. Чтение Великих книг.
3. Творческое чтение.
4. Чтение художественной литературы.
Вы сможете познакомиться в моей книге: «Как читать, чтобы понимать».
Но предварительно желательно прочесть книгу «Куда уходит внимание. Как сохранить внимание при чтении».
Кто еще не приобрел эти книги, рекомендую.
Как написала одна моя читательница: язык повествования — простой, но глубокий и ненавязчивый. Стараюсь придерживаться такого изложения во всех своих книгах.
С уважением, Медведев Николай.
Доброго времени суток,Николай. Материал Ваш, как всегда, полезен и интересен и по содержанию, и по лаконизму и точности изложения. Спасибо.
И Вам спасибо, Лана !
Спасибо Большое! Очень полезные рекомендации. Буду пытаться применять.
Пожалуйста, Елена ! Применяйте, будут вопросы пишите.
[…] же использовать методику синоптического чтения можно более грамотно подойти к решению […]
[…] Чтобы разобраться с вопросами одного источника информации будет явно недостаточно. Поэтому используем такую технологию чтения – как синоптическое чтение. […]