Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Продолжим тему эффективности чтения.
Вначале приведу высказывание Питера Друкера: «Важнее делать правильные вещи, чем делать вещи правильно».
Думаю, что стоит поверить великому теоретику менеджмента, которым является П. Друкер. В бизнес практике и в обычной жизни этот принцип показывает свою действенность.
В теме чтения этот принцип можно описать так: есть некоторые базовые принципы («правильные вещи»), но мы их не используем, а тренируем другие навыки, развивая их (т.е. делаем вещи правильно).
Сначала надо делать правильные базовые вещи. Например, можно расширять поле зрения, тренируясь по таблицам Шульте. Но на запоминание информации это никак не повлияет.
Об одном базовом принципе в сегодняшней статье.
Если необходимо что-то запомнить, то вы должны связать это с тем, что уже знаете. Это биологический закон природы.
Теория
У человека 100 миллиардов нейронов в головном мозге. Каждый нейрон может обеспечить до 10 000 связей с другими нейронами через синапсы.
Синапс — место контакта между двумя нейронами. Служит для передачи нервного импульса между двумя клетками.

Чем больше связок (синапсов), тем более интеллектуальный человек. Ему легче запомнить и вспомнить то, что попало в сеть этих связей. И чем обширнее эта сеть, тем легче понимается и запоминается информация.
Модель
Как мы сможем что-то вспомнить, если таких связей не образовалось?
Есть одна клетка (нейрон) мозга, не связанная ни с какой-либо другой. Как же сложно мозгу будет найти эту клетку среди миллиардов других. И как легко, если есть связи и их много. Ассоциация даже одного слова вызовет поток нервных импульсов, который задействует эти множественные связи.
Я попытался описать схематично процесс накопления информации. Скажем так – это модель.
Поэтому, так важно сначала заложить основу и основополагающие связи. Затем добавить детали, которые отлично встроятся в эту основу.
На эту тему я уже писал в статье «Как изучать новый материал». В ней описан подход выращивания информационного дерева. Прочтите обязательно.
Заложите основы
При освоении любых новых знаний начните с основ. И не беспокойтесь пока о деталях.
При чтении сложные места лучше временно пропустить. В дальнейшем они будут восприниматься очень легко. Ведь никто не думает, что сложные темы даются к пониманию с первого раза.
Нет, сначала формируются смутные представления о предмете изучения. Затем расширяется область, увеличиваются связи.
Эти связи захватывают все предыдущие ваши знания, так или иначе относящиеся к данной теме. Приходит понимание. Затем более глубокое понимание. Вот такой путь к истинным знаниям, а не поверхностным.
Что делать
Итак, ваша задача – удержать новую информацию в мозгу. Для этого необходимо привязать ее к имеющимся знаниям по данной теме.
Поэтому сначала подумайте – а что вы уже знаете о предмете изучения. Поразмыслите над этим. Попытайтесь активизировать и найти те нити, к которым новая информация привяжется.
Обозначьте эти знания на структурной карте.
В предыдущей статье «Чтение и лимбический мозг" показана важность структурной карты. Кроме этого она создает некий каркас для формирования сети взаимосвязей. Это как «папка» на компьютере, в которую будет собираться вся информация по теме.
Представьте, что такой папки нет – как вы найдете нужную информацию. Это не Гугл, с поисковым запросом.
Зачем нужна эта карта?
Карта поможет собрать знания из разных мест вашего мозга в одно место. Т.е. подтяните существующие знания из других участков мозга. Облегчите работу мышлению, которому не нужно будет «метаться» по миллиардам клеток в поиске нужных, и затем сводить их в нечто целое. Вы уже проделаете эту работу. По аналогии с компьютером – это дефрагментация диска.
Думаю, что теперь понятно, почему новая информация часто проходит мимо понимания и запоминания. Ей просто не за что зацепиться в мозгу.
А зная, почему это происходит, уделите больше внимания на начальный этап работы с новой информацией. Привяжите ее к уже имеющимся знаниям.
Интересная информация
И в заключении, я познакомлю с информацией, полезной для родителей.

В книге «Стратегия жизни» Клейтона Кристенсена рассказано об исследовании Тодде Рисли и Бетти Харт, которые занимаются изучением эффекта от того, как родители разговаривают с ребенком в первые годы его жизни.
Исследования касались «разговорчивых» родителей, т.е. тех, кто произносит более 2 100 слов в час в общении с ребенком и менее разговорчивых – 600 слов в час.
Ребенок, который за первые три года слышал более 48 млн слов, будет иметь в своем мозге в 4 раза больше связей синапсов (нервных клеток), чем ребенок, который слышал только 13 млн слов (эти значения связаны с вышеприведенными числами).
Что это означает?
Это означает, что ребенок, с которым общаются больше обычного, обладает преимуществом с точки зрения когнитивных способностей.
Поэтому рекомендации родителям – больше общаться со своими детьми. Даже если ребенок не все понимает, все равно что-то откладывается, формируется небольшой росток информационного дерева. На этот росток в дальнейшем будут наращиваться новые ветви-знания.
И чем больше таких информационных деревьев будет заложено, тем большим кругозором и словарным запасом будет обладать ваш ребенок.
На этом сегодня все, если возникли вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.
С уважением, Медведев Николай.
Скажите,пожалуйста,зачем в курсах скорочтения используется артикуляционная гимнастика, тренировки звукосочетаний и скороговорки?
Яков!
Скорость чтения = скорости речи.
Скороговорки и прочее помогают развить скорость речи.
И хотя целью скорочтения является исключить внутреннее проговаривание слов, но на этапе обучения мы все равно это делаем.
Прочтите эту статью: tehread.ru/artikulyatsiya-v-skorochtenii.html