CqQRcNeHAv

Практика внимательности в жизни

 

 

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Продолжаем нашу тему Внимание.

Нетерпеливому читателю возможно хотелось бы увидеть алгоритмы, упражнения развития внимания. «Как развить внимание» — был и такой вопрос.

Думаю, торопиться в этом вопросе не стоит. И вот почему.

Интернет и многие книги пестрят упражнениями и советами по развитию внимания и внимательности. Все просто и понятно – делай раз, делай два и получишь …. В том-то и вопрос – какой результат получим.

Чарльз Тарт в своей книге «Практика внимательности в повседневной жизни» пишет «не обманывайте себя тем, что выполняя отдельные этапы упражнения, вы автоматически становитесь внимательным». Это всего лишь упражнения, а не правила для жизни. Легко увлечься упражнениями и идеями и превратить технические средства в «учение» и правила.

Т.е. упражнения сами по себе не ведут к внимательности в жизни.

А что же тогда ведет?

И вот тут будет полезна некоторая систематизация и классификация.

Под внимательностью в повседневной жизни понимают прежде всего – осознанность. Это если следовать классике этих понятий, идущих из буддизма.

При этом необходимо учитывать многосторонность идеи внимательности. По крайней мере — трех ее сторон:

1. Самовоспоминание. Это если мы присутствуем в текущем переживании, что противоположно нашей рассеянности или отвлечению.

2. Ясное знание – «осознание цели». Когда ясно понимаешь и знаешь, что делаешь и с какой целью.

3. Бдительность. Это когда мы ограждаем себя от пагубных действий тела, речи и ума. Противоположность бдительности – беспечность, небрежность.

Без самовспоминания, мы не будем в текущем моменте. И для этого полезны упражнения на концентрацию.

Без осознания цели – мы будем забывать о том – зачем мы что-то делаем и что нужно делать. Именно без этого понимания наша жизнь проходит как во сне – куда-то движемся по течению.

Если мы не будем бдительны, то есть проявлять внимательность к нашему поведению, поступкам мыслям, то вся наша осознанность может потерять нравственную составляющую. Об этапе Ямы и Ниямы я уже писал.

Только в таком комплексе внимательность имеет какой-то смысл. А вот когда вырывается из контекста одна составляющая, то человек, конечно может научиться сосредоточению на стрелке часов, но выйдя из этого состояния, опять поплыл на автопилоте, реагируя на любой соблазн.

Классификация осознанности

В своей книге Сангхаракшита «Благородный восьмеричный путь Будды» так определяет уровни осознанности.

1. Осознанность по отношению к вещам, или физическому окружению.

2. Осознанность по отношению к себе:
— по отношению к телу
— по отношению к ощущениям
— по отношению к мыслям

3. Осознанность по отношению к другим людям.

4. Осознанность по отношению к высшей реальности.

Чуть подробнее остановимся на каждом уровне.

Осознанность по отношению к вещам

Учиться обращать внимание на мир вокруг нас. «Самый яркий признак нищеты нашей цивилизации, — у нас не хватает времени, чтобы остановиться и что-нибудь рассмотреть» так пишет в своей книге Сангхаракшита.

Но даже если мы и смотрим на вещь, мы вряд ли видим ее такой какая она есть. То что мы видим, это лишь проекция нашей Личности. Кто-то скажет «какое красивое дерево», а другой –«да отличное дерево – дров хватит на неделю». Многие именно так смотрят на вещи. Хотя нужно научиться смотреть на вещи, ради них самих.

Осознанность по отношению к себе

По отношению к телу

Если человек идет, то он знает и осознает, что идет, если сидит, то знает, что сидит. Принимая пищу – он осознает, что делает и получает удовольствие от этого.

Неспроста в Японии и Китае существует чайная церемония, весь процесс они делают осознанно. Это своего рода упражнение в осознанности, этот образец можно перенести и на повседневные наши дела. Вспомним, как мы обычно принимаем пищу: что-то решаем на деловом обеде или смотрим телевизор, читаем газету. Суета.

Если кто-то увлекается йогой или тайцзицюань, то ему знакомо состояние осознанности по отношению к телу.

Тайцзицюань я изучал у Мастера ушу Гуань Теюнь и было это в конце 80-х годов, но до сих пор практикую форму 24 стиль Ян. Концентрация на движениях, каждое из которых имеет свое значение, это то, что наполняет эти занятия внутренним смыслом, хотя кто-то может увидеть лишь физику движений.

Осознанность по отношению к ощущениям

Человек сначала гневается, а затем осознает свой гнев уже после приступа гнева. Развивая осознанность в отношении своих чувств он начинает осознавать его во время самого гнева. А затем — в самом его начале, не давая ему разгореться. Развивая и дальше осознанность к чувствам, такое состояние как гнев исчезает полностью.

Осознанность в отношении наших эмоций позволяет иметь больше выбора в их проявлении, и мы можем лучше выражать наши чувства. Иногда чтобы идти по срединному пути, нужно познать крайности. Хорошие актеры имеют широкий диапазон проявления чувств.

Осознанность по отношению к мыслям

Наша голова постоянно забита мыслями о прошлом, будущем, — беспокойство, воображение, фантазии. Постоянный поток мыслей. Осознанность по отношению к мыслям позволяет оценивать наше мышление и направлять его на то, чтобы думать и размышлять о выбранном объекте, а не просто перескакивать с одной мысли на другую.

Осознанность по отношению к другим людям

Проявляя внимание к людям, мы видим их теми, кем они являются. Мы видим их не как некие объекты, а как Личности.

Например, водитель автобуса, уже не просто объект, который доставляет нас в нужное место, и продавец, не просто лицо, которое нас обслуживает. Мы видим в них людей со своими чувствами и переживаниями, чего раньше не замечали.

Осознанность по отношению к высшей реальности

Увидеть реальность в контексте космоса, понять мимолетность и изменчивость во всем. Тогда и происходящие события будут пониматься в несколько ином виде.

Осознание целостной картины мироздания, — изменяет нас, возвышает. Видимо это и есть духовное развитие, которое приближает нас к Высшей реальности.

*****

Вот такие уровни осознанности. Внимательность – как оказывается более широкое многогранное понятие и надеюсь, что у читателей сложилось некое представление об этом.

А чтобы расширить свои знания, предлагаю обратиться к авторитетам и их книгам. Вот небольшой список.

1. Ошо. «Осозанность». ИД «Весь», 2006 г (ссылка на Озон)

2. Тик Нат Хан. «Чудо осознанности: практическое руководство по медитации». АСТ.2016 г. (ссылка на магазин Озон)

3. Сангхаракшита. «Благородный восьмеричный путь Будды». Открытый мир.2006 г

4. Чарльз Тарт «Практика внимательности в повседневной жизни». Изд-во Трансперсонального Института. 1996 г

5. Роберт Эрл Бертон. «Самовоспоминание». ИД Весь.2001 г

Ну и конечно книги Г. Гурджиева. По крайней мере о том, что мы спим я узнал впервые именно от этого автора. Хотя это было уже так давно и сейчас много других источников, но они так или иначе ссылаются на Гурджиева, в частности Ч. Тарт.

На этом сегодня заканчиваю. Надеюсь, что у читателей появятся вопросы.

Пишите, пожалуйста, в комментариях.

В следующих статьях продолжим тему Внимание.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.