CqQRcNeHAv

Простые техники чтения, повышающие скорость чтения в два раза

Скорость чтения

Скорочтение не является самоцелью. Книги не должны просто проглатываться с большой скоростью. Читая Художественную литературу мы получаем удовольствие, какой смысл читать их быстро. Больше удовольствия от такого чтения мы вряд ли получим.

Быстро прочитать деловую книгу, но так ничего не поняв, нам тоже не надо.

Но все же скорочтение бывает полезным и необходимым когда мы ищем нужную нам информацию, когда нужно быстро ознакомиться с какой-то книгой, или когда нужно выбрать полезную книгу по определенной теме.

И хотя скорочтение не является самоцелью, но повысить скорость чтения может быть полезным в любом случае. Введем понятие – Техническая скорость чтения.

Это скорость за счет применения различных техник (приемов) чтения. И каждый такой прием позволяет повысить скорость чтения. Это как спидометр на автомобиле. Добавили прием – увеличили скорость, ввели еще новый способ – скорость еще выше.

Некоторые техники чтения приведены в книге Авшаряна Г.Е. «Скорочтение».

1. Чтение в спешке.

Когда нам необходимо быстро, бегло просмотреть какой либо текст, время ограничено. Мы читаем в спешке, и что важное и интересное — мы успеваем прочитать все. Нас охватывает азарт- быстрее, еще быстрее. Вспомним экзамен: любая информация в нужный момент воспринимается быстро и позволяет воссоздать нужную картину, уловить смысл. Аналогично мы читаем газету, просматривая беглым взглядом.

2. Чтение в режиме скоростного поиска.

Когда мы ищем конкретную информацию в тексте, мы читаем еще быстрее. Мы ищем нужную нам информацию, пропуская ненужную. Допустим мы хотим перечитать заинтересовавший нас абзац, мы быстро пролистываем часть книги в поиске этого важного абзаца.

3. Чтение в скользящем режиме.

Мы как бы скользим от строки к строке, от начала строки к ее концу. Это придает скорости нашему чтению. Особенно если будет ускорение по мере движения по строке. Мы как бы скатываемся с горки.

4. Мгновенное чтение.

Это также одна из техник. Как это происходит. Если мы смотрим на слово в предложении, то проходит некоторое время (доли секунды) на его узнавание. Мы можем сократить это время. Т.е. быстрее узнавать слово, не вчитываться, а узнав иди дальше по тексту. Не тратить время на обычное прочтение, это и есть моментальное чтение. Мы можем узнавать не одно слово, а два и больше, в зависимости от фокуса нашего зрения (расширение фокуса это еще один прием).

Важно попробовать упражняться: пробовать читать в спешке, в режиме скоростного поиска, скоростного скольжения и мгновенного чтения.

Это лишь часть приемов, далее мы рассмотрим и другие.

5. Периферическое чтение.

Наше внимание, как правило, направлено на центр. Но и то, что находится на периферии, мы также видим. Научиться активно пользоваться нашим периферийным зрением – значит научиться читать то, что находится вне центра зрения.

Чем пассивнее становится наша периферия (чем дальше от центра, где сосредоточено наше внимание), тем меньше мы им можем пользоваться. Но упражняясь мы можем расширить область активной периферии. В частности таблицы Шульте помогают развить наше периферийное зрение.

7. Логическое чтение.

Какие-то вещи в тексте можно прочитать логически. Т.е. прочитать, даже если слово будет убрано из текста. Бывает, что мы не дочитываем предложение до конца, т.к. уже знаем что там дальше будет написано. Как мы это знаем? Логически. И этот прием увеличивает скорость чтения.

Логически мы можем предугадать следующее слово, выражение, и даже предложение. Понимая текст, мы можем предугадать и следующую мысль автора. Это позволяет читать мгновенно, так как мы уже поняли, о чем идет речь.

8. Чтение по группам.

Попробуйте прочитать число 125648923456789211.

А теперь: 125 648 923 456 789 211. Как видим, разделив число на группы читать легче и быстрее.

То же самое и с текстами – удобно читать по группам слов (по два – три и более). Т.е. читать не каждое слов, а сразу группу слов.

Можно начать с двух слов, сразу охватив их взглядом, и по мере развития навыка добавлять еще одно слово, два, три… Таким образом расширяя наш читательский диапазон (это длина группы, которую можем прочитать сразу, без движения взгляда слева направо).

9. Чтение без мысленного произношения.

Если мы видим слово, зачем его читать про себя? Ведь произношение – это повтор, потеря времени. Зачем нам это «озвучивание» ? Это привычка, и отделаться от нее непросто, но можно.

Наши глаза способны воспринимать увиденное очень быстро, гораздо быстрее, чем мы проговариваем это про себя. Кроме того мысленное проговаривание излишне нагружает наш мозг. Если же мы прекращаем мысленное произношение, то напряжение пропадает и чтение идет более быстрыми темпами.

Итак, мы рассмотрели следующие техники быстрого чтения, определяющие Техническую скорость чтения:

1. Чтение в спешке.
2. Чтение в режиме скоростного поиска.
3. Чтение в скользящем режиме.
4. Мгновенное чтение.
5. Периферическое чтение.
6. Логическое чтение.
7. Чтение по группам.
8. Чтение без мысленного произношения.

Надеюсь, что рассмотренные техники чтения вам помогут.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

2 комментария к записи “Простые техники чтения, повышающие скорость чтения в два раза”

  1. […] чтения, повышающие скорость чтения в два раза.   здесь 8 техник повышения механической скорости […]

  2. Николай Медведев:

    Нет не портит. Но этому надо учиться. Сначала не проговаривают часть слов, затем больше и тд.

    Попробуйте пробежать глазами это предложение проговорив лишь часть слов и вы поймете, что смысл предложения понятен.