Итак, видео о результатах теста, вы посмотрели, а теперь несколько советов по повышению скорости чтения.
Разберем практическую ситуацию – наш тест, предложенный в качестве задания для определения скорости чтения.
Назывался текст «Клакер, шофер, истопник и пиарщик».
Текст короткий, всего 387 слов. Это где-то на минуту чтения. Но использовать эту минуту можно по-разному.
Не проговариваем слова про себя
Вариант 1 – Обычный.
Читаем и проговариваем про себя каждое слово.
Скорость нашей речи – не превышает 200-400 слов в минуту, кто-то говорит медленно, кто-то быстро. С такой же скоростью мы проговариваем читаемые слова про себя.
Естественно скорость чтения не будет выше скорости проговаривания. Это предел для такого варианта чтения.
Вариант 2 — Идеальный.
Мы не проговариваем про себя слова текста.
Скорость чтения будет зависеть от зрительного восприятия текста. Чем шире охват строк – тем быстрее восприятие, тем выше скорость чтения.
Про понимание и запоминание пока не говорим, рассматриваем только скорость.
Вариант 3 – Оптимальный.
Добиться полного прекращения проговаривать (артикуляции) вряд ли удастся. Да это и не чему. Полезно вести некий диалог с автором – задавая вопросы, размышляя.
Поэтому хорошим вариантом будет проговаривать не все слова, а например, только ключевые или одно два слова в строке.
Совет 1: попробуйте проговаривать не все слова в тексте.
Исключим возвраты
Другим ограничителем скорости чтения – является возвраты и уточнения по ходу чтения.
Отвлеклось внимание и мы возвращаемся к началу строки, перечитывая ее по-новой. Нам кажется, что иначе мы не поймем содержание.
Тормозит скорость и спотыкание на неизвестных словах, терминах. Мы стараемся при первом же чтении – прочитать незнакомое слово точно и досконально.
Совет 2. Только вперед. Никаких возвратов.
Определенную помощь в реализации совета № 2 приносит предварительный просмотр текста. Быстро пробежать текст и вот уже при втором чтении этот текст не кажется таким новым и непонятным.
Это верно и для книги и для коротких заметок. Зная длину заметки и ее структуру (сколько абзацев, какие выделения, какой шрифт, какая разрядка между словами, какие слова- триггеры, цепляющие внимание и тд) вам легче будет выстроить стратегию чтения , даже подсознательно.
Поэтому пробежал быстро тестовый текст – скорость чтения однозначно будет выше.
Кстати, чтение с экрана примерно на 25 % медленнее, чем чтение с печатного варианта. Вот еще один резерв, и плюс в сторону печатных книг.
Смысл содержания текста
Что у нас должно остаться после прочтения заметки ?
Именно это является базой для эффективного чтения. Зная, что обычно получают от текста, мы — ищем это в тексте.
1. Кто действующие лица ?
2. Что происходит ?
Ответы эти два вопроса – 80 % смыслового содержания.
Для нашего примера:
Кто:
прозаик, искусствовед Григорович и писатель Достоевский – основные действующие лица.
Что:
выяснение смысла фразы, сказанной Григоровичем Достоевскому «Я ваш клакёр-шофёр».
Клакёр – пиарщик, повышающий аплодисментами успех пьесы или артиста.
Шофёр – тот кто согревает. Разогреватель славы скромного друга.
Ответы на другие вопросы – когда, где и почему, дополнят деталями происходящее.
Для нашего случая:
Когда:
в 1845 г. В период чтения и публикации «Бедные люди».
Где:
когда они жили в одной квартире.
Почему:
почему Григорович так выразился. Он почти силой отнес рукопись Некрасову, тот Белинскому, чем обеспечил публикацию повести.
Общий смысл заметки можно выразить так:
Григорович сделал PR (Некрасов и Белинский) повести Достоевского «Бедные люди», обозначив свою роль как шофер-клакер.
Остальное – это детали, проясняющие те события и значения указанных слов. Но они не несут особого значения, поскольку лишь разъясняют смысл произнесенной главной фразы.
Однако, привязав их к известным именам, при необходимости будет легко вспомнить и эти слова, и их значение.
Я, также стараюсь запомнить источник информации: Наука и жизнь, 7/11. И автора: Сафонова, к фил. наук. Чтобы не получалось так «да так …где-то читал». Это не профессионально.
Отсюда совет 3.
Читая текст ищите его суть, ищите ответы на вопросы – Кто, Что, Где, Когда и Почему.
*****
Мы привыкли читать медленно, для нас такое чтение комфортное, мы как бы лениво прогуливаемся по тексту, вместо стремительного продвижения и поиска основных мыслей автора.
Наше внимание отвлекается, мы предаемся размышлениям над деталями.
Все это годится для чтения художественной литературы, хотя и там свои тонкости. Но при чтении информативных материалов – это слишком расточительно в отношении времени.
Поэтому замечание к совету 3: стремитесь быстрее ухватить основную мысль автора и следуйте за ней, не снижая скорости чтения.
Критерий, до какой скорости можно разогнаться – главное не упустить суть содержания.
Не опасайтесь потерять смысл отдельных слов или даже предложений. Ваша задача – не потерять общую суть.
Первое с чем вы столкнетесь при таком чтении – это сложность выделения основных мыслей автора. Но это не проблема высокой скорости, это проблема нашего умения выделять мысли автора, даже при медленном чтении. Здесь важны сами принципы такого выделения, а не скорость. И этому можно учиться.
Второе, что вы заметите – это концентрация на чтении, внимание меньше отвлекается, когда ищешь суть. На этой цели и сосредотачивается внимание.
Больше, пожалуй, в этой статье я не буду давать советов, оставим их на следующий раз.
Было бы конечно более продуктивно изучать все эти способы, прочитав такие мои книги как «Куда уходит внимание» и «Как читать, чтобы понимать».
Попробуйте применить эти советы, и я уверен, скорость чтения возрастет с первого же раза.
Напишите, пожалуйста, о ваших успехах в комментариях к статье.
Результаты вас порадуют. А пока читайте мои книги и готовьтесь к следующей порции полезных советов. До свидания !
Лаконично и содержательно подан материал," незатертый" пример- иллюстрация делает статью привлекательной. Схема красноречиво нацеливает на достижение результата полноценного чтения. Спасибо.
Спасибо, Светлана !
Думаю, что на примерах более наглядно, буду продолжать эту практику.
В основном мы читаем новостные заметки и забываем о чем шла речь. Но если уложить в некую схему, то запоминание идет автоматически. Да и содержание структурируется, а значит становится более понятным.
В приведенном примере я уложил в схему «Что, кто, когда, почему и как». Об этом способе я писал в статье «Ничего не могу вспомнить из прочитанного. Вам поможет метод Q3POC».
Хорошая статья. Понравился прием оптимального чтения, раньше такого нигде не встречала. Во всех попадавшихся статьях по скорочтению советуют избавляться от проговаривания полностью. Пожалуй, это первое, что я возьму на вооружение.
Спасибо, Олеся.
Хорошо что Вы заметили это отличие. Часто стремление к идеалу 100 %, не позволяет пользоваться уже полученным 80 % результатом.