
Добрый день уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Как обычно мы читаем? В данном случае нехудожественную литературу.
Варианты:
1. Медленно – когда чтение одной книги растягиваем на недели и даже месяцы. Пока читаешь очередную часть, ранее прочитанное уже и забылось.
2. Быстро — пробегаем глазами, узнаем знакомые слова, но смысла прочитанного не улавливаем. Вроде и книгу прочли, но ничего в памяти не осталось, или что-то осталось, но через неделю все вылетело из головы.
3. С проработкой текста – это бывает реже. Читаем, выписываем, составляем планы, схемы.
Но не так как прозвучало в одном старом фильме-«мой папа берет толстую книгу и переписывает ее в маленькую тетрадку».
И не так, как в настоящее время составляются карты памяти или Mind Map. Выписка названий из текста в более красочный вид, чем план, к которому мы привыкли еще со школы.
*****
Так как же читать нехудожественный текст?
Можно ответить так – гибко. Гибкость чтения – это то чему стоит научиться. Т.е. использовать разные виды чтения для получения нужного результата.
Только вот нужный результат, как раз чаще всего и остается за кадром. Поэтому применить гибкость вроде и не к чему.
Сразу поясню про гибкое чтение – это просмотровое чтение, чтение с проработкой, медленное чтение, синоптическое чтение, панорамное чтение, реферативное чтение, творческое чтение итд.
За всеми этими видами чтения стоит – желаемый результат. Т.е. ради чего читаем?
Скорее всего – чтобы понять, как-то использовать и запомнить на будущее.
Отсюда первый прием помогающий усвоению и запоминанию текста – прием постановки вопросов.
1. Какой результат ожидаем от прочтения данного текста?
Например, как бы вы сформулировали желаемый результат от прочтения данной заметки в моем блоге, которую вы сейчас читаете.
Допустим, сформулировали. Интересно узнать как, напишите в комментариях.
2. Непонятные слова. В тексте встречаются непонятные слова, ну например синоптическое чтение.
Появилось ли у вас желание задать вопрос – а что это? Вот примерно так и формируются вопросы к тексту – непонятные слова – желание разобраться, отсюда более глубокое усвоение и следовательно лучшее запоминание.
3. Вопросы такого типа – а о чем здесь собственно говорится, что я уже знаю по этому поводу, что мне непонятно и чему это может противоречить из уже изученного мною.
4. Вопросы действия — что я могу использовать сейчас или в дальнейшем. Как я могу это использовать. Где мне это может пригодиться.
5. Вопросы впечатлений – что нового я узнал, что меня удивило и заставило задуматься.
Вопросы можно продолжать, это процесс индивидуальный, — здесь важно, что вопросы задаются. И включается процесс поиска ответов на них. Подключается мышление. Текст читается не только глазами, но и осмысливается.
Внимание сосредотачивается на поиске смысла прочитанного, а не блуждает где-то довольное от того что слова-то понимаю – а значит чтение идет. Это не всегда верно. Чтение без внимания – пустая трата времени.
*****
Предлагаю моим читателя попробовать – позадавайте вопросы в процессе чтения. Поищите на них ответы – путем размышлений или обращения к другим источникам. Оцените результат всего этого.
И конечно напишите в комментариях – ваши успехи и ваши вопросы.
С уважением, Медведев Николай.
[…] В этой статье я использовал метод постановки вопросов, чтобы делать паузы для размышления. По сути, эти вопросы должны были бы возникнуть у читателя. О таком способе я писал здесь. […]
Здравствуйте, Николай.
Практически во всех статьях на своем сайте, вы советуете при работе с текстом выписывать незнакомые слова для того, чтобы потом посмотреть их значение в словаре или др. источниках. Это здорово.
Однажды я увидела на одном из сайтов отрывок из лекции, где говорилось о непонятных словах, этаких словах-бомбах; когда мы встречаем их в тексте, то думаем, что знаем их значение, но на самом деле значение этих слов нам неизвестно, и мы даже не догадываемся, что не знаем их истинный смысл. (т. е. слово может быть не совсем понятно или мы знаем значение слова не то, которое используется в данном конкретном тексте).
Например, у Булгакова в «Мастере и Маргарите» есть такая фраза «На пересечении таких-то улиц дом стоял ПОКОЕМ»
Обычно под словом «покой» люди понимают: дом стоял спокойно, был заброшен или находился в тихом дворике и т. д.
На самом деле «покой» это старое русское название буквы П (т. е. дом стоял буквой П).
Мой вопрос заключается в следующем: Есть ли технология для распознания таких слов в тексте, а т.ж. мне очень интересно узнать ваше мнение по этой теме.
Спасибо за Ваш комментарий и вопросы!
Разделим на 2 части эту тему:
1. Незнакомые слова в какой-либо предметной области.
2. Слова, имеющие различное толкование.
Во всех случаях — речь идет о Вашем Тезаурусе. Или проще — о Вашем словарном запасе.
С предметной областью понятно- нужно знать терминологию той области о которой идет речь. Иначе — любой термин, вызовет ступор дальнейшего понимания.
Например,в маркетинге — 4Р, в менеджменте — KPI, финансах- EBITDA, на Форексе — скальпинг и тд.
Возник термин — не знаешь — дальше ничего не понятно.
Но и этого мало — у каждой предметной области нужно еще уметь и рассуждать ПРЕДМЕТНО.
Что касается бытовых тем, Тезаурус также важен (мал он у вас или достаточен). Перфекционизм,толерантность,прокрастинация и тд. Встретилось слово — не знаешь значения — как можно дальше продолжать беседу.
Так что повышать свой Тезаурус — это важная задача.
Но бывают случаи, когда вроде и слово понятное, пропускаешь его, а у него оказывается может быть иное значение. Хорошо если заметил, — есть возможность заглянуть в словарь.
А если не обратил внимание?, — отсюда Ваш вопрос — а есть ли технология распознавания таких слов.
Технология есть — об этом я писал в статьях аналитическое чтение, интерпретирующее чтение и критическое чтение.
Если текст читается в три этапа, и цель каждого — повысить глубину понимания, то на каком-то из них наверняка возникнет вопрос — относительно и этого слова.
Если же текст читаем скорочтением и это слово не зацепило внимание, не внесло секундный стопор,то мы его просто пропустим и не заметим.
Поэтому только желание понять автора, может являться условием, что мы найдем такие слова с различным толкованием.
Не знаю ответил или нет на Ваш вопрос. Более глубоко видимо сможет ответить филолог.
С уважением, Медведев Николай.