
Отвлекся при чтении, глаза еще бегут по тексту, а мысли уже где-то далеко.
Знакомое состояние, думаю, что многие с этим согласятся. Вот в какой форме читатели обычно его описывают:
«Иногда читаю книгу, прочитав пару страниц, возвращаюсь назад, потому что не понял, что я там прочитал. Это просто невнимательность при чтении, т.е. читаю как бы на автомате, а мысленно отвлекаюсь».
«Не могу сосредоточится при чтении, все время отвлекаюсь, то есть читаю читаю, в это время думаю о другом, и прочитав одну-две главы понимаю что я отвлекся и ничего не запомнил».
«Бывает при чтении книги, уходишь в себя, отвлекаешься, а потом понимаешь, что утеряна суть повествования и заново перечитываешь текст».
Какие же причины нашей невнимательности ?
Я бы разделил их на две группы:
1. Ключевые.
2. Тактические.
Одну из ключевых причин объясняет так называемый «эффект Зейгарник».
В середине XX века советский психолог Б.В. Зейгарник открыла одно из свойств психики, которое получило название «эффект Зейгарник».
Наши органы чувств, мысли и эмоции сосредоточены вокруг незавершенных ситуаций. Мы хорошо помним эти незавершенные ситуации, постоянно думаем о них, поглощены ими. Но как только ситуация завершается, она тут же исчезает из памяти и перестает нас волновать и тревожить.
Блюма Вульфовна Зейгарник (1900—1988 гг) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.
А сколько у нас незавершенных дел?
Множество, о многих мы уже и забыли, но на уровне подсознания они продолжают нас волновать, поглощая наше внимание.
Недаром в Фэн-шуй чистке завалов уделено так много внимания. Когда мы избавляемся в жизни от чего-то ненужного, от того что перестало иметь для нас смысл, мы чувствуем облегчение на уровне тела, ума и духа.
«Избавляясь от хлама, я поймал себя на мысли, что становлюсь счастливым благодаря психологической разгрузке, связанной с этим занятий, а не из-за увеличения свободного пространства», пишет Т. Феррис.
Принцип доведения дел до завершения использовал в своей методике Дэвид Аллен. Методика повышения личной эффективности носит название GTD (Getting Things Done), что в переводе с англ. — «доведение дел до завершения»
«Помимо явных отвлекающих факторов, существует масса скрытых отвлечений, которые происходят подсознательно. Но от этого их влияние не снижается, а наоборот создает постоянное напряжение и отвлечение внимания», — пишет Д. Аллен в своей книге «Как привести дела в порядок».
Постоянное, непродуктивное раздумывание над делами, которые следовало бы сделать — это самый прожорливый поглотитель времени, внимания и сил.
«До тех пор, пока мысли не упорядочились, решения не были приняты и желаемые результаты не были рассортированы по привычной вам схеме, вы будете постоянно мысленно возвращаться к проблеме, сознание так просто от неё не отделается… Необходимость сделать это будет давить на вас и только усилит стресс», — пишет Д. Аллен.
*****
К другой причине можно отнести развитие так называемой «Блип-культуры».
Блип-культура (Blip culture) (используется также «клиповое мышление») – так Элвин Тоффлер назвал эффект фрагментарно-мозаичного характера представлений о мире, формирующегося «блипами» информации: короткими сообщениями, объявлениями, заголовками новостей, отрывками из песни и тп.
Если в начале XX века система образования, книги и СМИ стремились создать относительно целостную, логичную картину мира, то сейчас многие издания сделали акцент на короткие броские и дробные тексты – по принципу «Не грузи».
Для среднестатистического читателя — это стало нормой, которую он может хоть как-то усвоить. Он стал не в состоянии воспринимать и анализировать большие объемы информации, в том числе длинные тексты. Такой читатель просто не в состоянии следить за мыслью и логикой автора.
*****
Подробно об этих и других причинах невнимательности, а самое главное, что же с этим делать – описано в моей электронной книге «Куда уходит внимание. Как сохранить внимание при чтении».
Предлагаемая в книге Программа поможет понять многие причины невнимательности, о которых мы возможно даже не задумывались.
Почему я сделал акцент на таком качестве, как Внимание ?
Это базовое качество, именно от него зависит и Понимание содержания текста и Запоминание.