
В предыдущей статье Скорочтение или скорость понимания ?, было несколько слов об уровнях понимания.
Первый уровень понимания – это выбрать из ответов нужный вариант, по типу ЕГЭ. Для простых информационных текстов это приемлемый вариант, но запоминание фактов – это далеко не понимание сути.
Второй уровень – это пересказ. И тут уже — проблема. Не все могут пересказать текст и выразить свою мысль словами.
SMS и чаты приучают к своеобразному языку общения. Поставить лайк – это наиболее распространенный способ пообщаться. Но вот возникает необходимость передать свою мысль и человеку сделать это сложно. Написать еще можно как-то, но выразить словами – проблема. А если еще надо и аргументировать свою речь ?
Я уже писал в статье Гуманитарные искусства и Понимание текста о важности гуманитарных искусств — Грамматика, Логика и Риторика.
Но вряд ли нас где-то учили составлять грамотные эффективные речи. Возможно, кто-то специально изучает этот вопрос, но в основном мы говорим, так как получится. Для уровня бытового общения – хватает, но когда требуется аргументированная речь, этого явно недостаточно.
А такое часто необходимо, будь-то разговор с чиновником или продавцом, не говоря уже о необходимости, что-то аргументировано доказывать на работе.
Но вернемся к нашей теме.
Критерием понимания – может служить способность выделить смысловую структуру текста и передать ее в пересказе.
Смысловая структура текста – это некий логический каркас, показывающий как развивается тема и определяет соотношения между отдельными частями текста.
Т.е. текст рассматривается как некая система элементов, объединенных общей концепцией. Задача – определить эти элементы и взаимосвязи.
В основе текста лежит основная мысль (ОМ) — о чем говорится.
Другие компоненты смысловой структуры, конкретизируют основную мысль – констатирующие тезисы (КТ).
Каждый из КТ может получить разъяснение в виде развивающих тезисов (РТ).
Итогом может быть аналитическая оценка автором (АО), по поводу изложенного в тексте.
В тексте также содержатся иллюстрации к тезисам (ИЛ) — это могут быть фактические данные, цифры, имена, фамилии, даты и тд.
В общем виде состав структуры текста:
При пересказе основная мысль должна быть выражена в форме предложения, а не в виде слова или словосочетания.
Определяя при чтении логическую структуру текста, читатель глубже вникает в его смысл, легче запоминает и облегчает себе процесс конспектирования.
*****
Ну, а теперь к пересказу. Поможет ли выявление структуры, пересказать текст ? Думаю, что поможет. Но возникает другой вопрос – а как же выявить эти элементы в тексте ?
Вот так одно тянет за собой другое, но по-моему это интересно, узнавая новое – развивать полезные навыки.
Следите за продолжением. Если есть вопросы, пишите пожалуйста, в комментариях.