
Здравствуйте, уважаемые читатели !
В этой статье я рассмотрю вопрос работы с информацией применительно к сфере «Работа». Это то, о чем я говорил в предыдущей статье.
Я покажу чем отличаются данные от аналитической информации. И здесь важно различать этапы: данные — информация- аналитика.
Довольно часто можно видеть картину — приносит сотрудник массив чисел (данные) и считает, что таким образом он подготовил информацию для руководителя. Но это не так, чтобы получилась информация необходимо обработать данные. Как — я покажу в статье.
*****
Работа над любой проблемой, как правило, начинается со сбора информации. Разумеется после формулирования самой проблемы.
Различают первичную и вторичную информацию.
Вторичная – это информация, которая уже имеется в каком либо источнике, например в журналах, бухгалтерских данных, в отделе статистики, в отчетах, ранее проведенных исследованиях и тд.
Первичная – это информация, которая получается непосредственно для целей решения данной проблемы. Это различные опросы, интервью, наблюдения.
Рассмотрим как работать с источником вторичной информации на примере статистических данных, опубликованных на сайте Росстата. http://www.gks.ru/
И как из данных получить аналитическую информацию.
*****
Постановка задачи
Допустим, требуется провести оценку привлекательности региональных рынков для компании, реализующей детские товары.
В первую очередь нас интересуют данные по емкости детского сегмента в разных регионах.
Итак, необходимы данные по численности детей, допустим возрастного сегмента – от 0 до 4 лет.
Заходим на сайт Росстата и находим эти данные.
(Для примера рассмотрим Сибирский Федеральный округ и несколько его регионов).
Численность детей от 0 до 4-х лет:
Будут ли эти данные для нас информацией ? Пока нет. Это просто числовые данные.
Можно представить эти данные в другом виде: распределение долей детского сегмента в СФО (отсортируем в порядке убывания доли).
Для наглядности представим в графическом виде:
Из этой информации уже видно, что есть три лидирующих региона с общей долей 41 %.
Это уже упорядоченная информация (а не просто данные), которая позволяет делать первые выводы по потенциалу рынка.
Более глубокая аналитика
Информация будет более наглядной если ее привести к уже известной информации.Например, если выход в регионы предполагается из Новосибирска, где рынок уже достаточно изучен и понятен.
Эти же данные, но приведенные к Новосибирской области (НСО).
Т.е. если НСО принять за 1, то полученные цифры показывают численность регионов по отношению к НСО.
При прочих равных условиях (в первом приближении) можно рассчитывать на примерно такие же результаты в Красноярском крае, Иркутской и Кемеровской области и Алтайском крае.
Прогнозные результаты по Томской области в 2 раза ниже НСО.
Но делать выводы еще рано, пока не учтены такие факторы как конкуренция, платежеспособность населения и темпы роста интересующего сегмента.
Продолжим анализ и оценим рождаемость и ее темпы:
Наибольший прирост наблюдается в Новосибирской и Томской области. Поняв причины этого, можно обнаружить влияющие факторы и учесть их в дальнейшем планировании.
*****
Дополнением к этой информации будут данные по доле сегмента 0-4 года к общей численности населения региона.
Для нас важно выявить характерные отклонения от средних величин по СФО и по России в целом.
Если они есть, то это требует более глубокого анализа причин.
Данная информация показывает долю сегмента в регионе и среднюю долю в РФ и СФО.
В целом СФО имеет более высокое значение относительно средней по РФ. Есть регионы выше средней (Иркутская область) и значительно ниже средней (Новосибирская область).
*****
Дополним данные информацией о платежеспособности населения используя критерии:
— оборот розничного рынка,
— темпы оборота,
— доход на душу населения,
— средняя зарплата.
И также приведем эти данные к НСО (которое принимаем за 1).
Обращаю внимание, что данные устаревшие (2006 г), но сейчас нам важен сам алгоритм. При желании эти данные легко найти в том же Росстате.
Имея данные о потенциале рынка и его темпах, а также о платежеспособности населения можно делать предварительные выводы по привлекательности региона.
Итоговый коэффициент привлекательности региона рассчитывается суммированием всех коэффициентов с учетом их весов (которые также следует определить):
Осталось добавить данные по конкуренции и можно делать окончательные выводы.
*****
Так мы превратили Данные в Аналитику используя доступную статистическую информацию.
Конечно какие-то выводы можно было бы сделать используя только данные по численности сегмента. Но более глубокая аналитика позволяет видеть и другие факторы влияющие на привлекательность и оценить риски.
*****
Принятие решения и выработка стратегии будет более простым процессом если представить полученную информацию в виде матрицы (Потенциал-Платежеспособность):
*****
Я привел последовательность преобразования данных в аналитическую информацию для принятия решения.
Пример, учебный и условный, не стоит слишком придираться к цифрам. Важен сам принцип.
На что бы я хотел обратить внимание:
1. Данные следует систематизировать и упорядочить. Как пример — по убыванию.
2. Данные легче воспринимаются, если их привести в соотношение с уже известными (в примере — приведенные к НСО).
3. Полученная информация более наглядна в виде графиков и матриц.
4. Сравнительная аналитика позволяет увидеть регионы, имеющие отклонения от средних величин. Это заставляет задуматься о причинах.
Вот примерно так возможно преобразование данных в аналитическую информацию для принятия решения.
Если есть вопросы, напишите пожалуйста в комментариях.
С уважением, Медведев Николай.