
Опора – это факт или идея, позволяющая возбудить информационную цепочку. При умелом использовании опоры позволяют быстро извлекать из памяти нужную информацию.
Подробнее об этом описано в книге А.В Джелали «Секреты Наполеона. Как развить свои способности», я лишь кратко перескажу суть.
Любой окружающий предмет является генератором воспоминаний, ассоциаций, мыслей. На что-то посмотрели, и нахлынул поток воспоминаний. Часто мы делаем себе «напоминалки» в виде крестика на руке, нанесенного авторучкой или различных узелков на память и тд. Дорожный знак, календарь – это наши каждодневные опоры, которые мы наблюдаем в жизни.
*****
При чтении в качестве опор используются ключевые слова, мысли, факты. Запоминая эти опоры мы впоследствии сможем вспомнить и остальное содержание прочитанного.
Правильно подбирать опоры и работать с ними – это одна из важнейших составляющих хорошей памяти.
Вот что пишет В. Ф. Шаталов, создавший известный метод «опорных сигналов»: «Опорный сигнал – это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе».
Важно:
— Если для прочитанного фрагмента текста опора не создана, то уже через 1-2 минуты текст почти забудется.
— Но мало просто создать опору. Если в течение следующих 15 минут мы не воспользовались ею, т.е. не создали «мостика», то уже через час у нас также мало шансов вспомнить. Под мостиком можно понимать – связь с нужной нам информацией.
Восстанавливая в памяти опору мы возбуждаем информационную цепочку – от опорного слова через «мостик» — к нужной информации.
Если создать смысловую структуру текста, используя опоры (ключевые слова) в графическом виде, то в будущем достаточно восстановить в памяти сначала эту графическую схему, а затем не сложно будет восстановить и сам текст.
Это используется, например, в системе опорных конспектов у В.Ф. Шаталова и у Т.Бьюзена в его mind maps (картах ума).
Но я не совсем понимаю, когда кто-то предлагает другим свою карту памяти, например прочитанной книги. Все же у каждого свои опорные слова и связи и именно их составление, а не использование чужих, способствует и пониманию содержания и запоминанию.
И закончу эту запись, приводя слова Авиценны: «Порядок освобождает ум».
Выработав привычку к внешнему упорядочению (использование ежедневников, упорядочение книг, записей, рабочего стола и тд) постепенно вырабатывается привычка к упорядочению внутреннему (мыслей, целей) и конечно памяти.
Примерно так стараюсь поступать на уроках... Не знала только о временных промежутках повторения для предотвращения забывания... Спасибо...