
Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Есть вопросы от читателей, касающиеся чтения художественной литературы.
Художественных книг так много, хочется прочесть как можно больше.
Как может помочь скорочтение?
И может ли оно вообще помочь в этом случае?
Я лишь напомню, что скорочтение наиболее подходит для работы с нехудожественной литературой — технической, научной, деловой, новостной и тд.
Первое что стоит понять – это то, что навыки скорочтения помогут повысить общую скорость чтения.
Допустим вы читаете со скоростью 200 слов в минуту. Что тормозит вашу скорость ?
Мы уже знаем – проговаривание, регрессии (возвраты), малое поле зрения. Это привычки, сложившиеся с того момента, как мы учились читать. Их влияние можно снизить. И об этом говорилось в моих статьях здесь, здесь и здесь.
Поможет ли это – да поможет, скорость может повыситься с 200 до 300-400 слов/в минуту.
Добавим сюда словарный запас, антиципацию, некоторые технические приемы скольжения по строке, внимание и другие – доведем до 500 слов/минуту.
Можно ли читать с такой скоростью художественную литературу?
Да, можно. Правда на первых этапах будут упускаться/пропускаться описательные детали, но в принципе – смысл прочитанного будет понятен.
***
Часто упоминаются, что чтение напоминает просмотр кинофильма, — читаешь и как будто картинки перед глазами.
Безусловно, при чтении художественной литературы важно образное мышление. И его следует развивать, ведь не все люди- визуалы.
Но, учтем что картинки возникнут только после восприятия текста, а не сами по себе. Взглянул на страницу – и вот он кадр из фильма. Нет так не будет – все, что можно будет увидеть – это набор букв размером со страницу.
Пока у нас присутствует линейное восприятие информации –последовательно слово за словом – далее мозг дешифрирует их в образы.
Целостное восприятие – одномоментное – это следующий шаг и развитие целостного восприятия выходит за рамки техник скорочтения. Будем об этом помнить, как и то, что развитие целостного восприятия – может занять не один год.
Примеры великих читателей – это не примеры скорочтения, а скорее целостного восприятия.
Целостное восприятие – это в первую очередь наблюдательность. Сейчас вы в каждом объекте можете видеть – 10 деталей, при развитии наблюдательности — сотни.
Постепенно формируется навык целостного восприятия, это возможно и для текста. Но это отдельная тема.
Поэтому я не рекомендую слишком обольщаться по поводу различных методов, типа фоточтения и др.
***
Итак, чисто технически мы можем прочесть со скоростью 500 слов/минуту сплошным чтением, т.е. все слова текста.
Что это значит?
Страница книги содержит 250 слов. Т.е. за 1 минуту мы прочитаем 2 страницы.
В книге 300 страниц – прочтем за 150 минут, или за 2,5 часа.
Книга за 2,5 часа. Это много или мало? Все зависит от целей и свободного времени.
Но что самое главное – максимум это 1-2 книги в день. А ведь книг тысячи. Поэтому если вы хотите объять необъятное, то стоит присмотреться к целостному восприятию и не слишком уповать на возможности скорочтения.
Нестандартное чтение
Но, все же художественные книги можно читать еще быстрее.
Вспомним алгоритмы чтения художественной литературы. Об этом я писал в своей книге «Как прочесть все самое важное». Подробности упускаю, лишь напомню.
Первый уровень погружения – сюжет и фабула произведения.
Второй уровень – смысловой, отождествление с персонажами.
Третий уровень – отождествление с автором.
Так вот – первое прочтение может быть чисто отслеживанием сюжета. Скорость чтения – выше 500 слов/минуту. При этом упускаются детали, описательные моменты. Только сюжет и герои.
Читаем книгу в 300 страниц – за 1 час. В результате – понимаем в общих чертах – о чем книга, кто герои, чем началось и чем закончилось. Скорее это будет не чтение, а быстрый просмотр, поэтому не стоит сразу целый час читать таким образом. Это может вызвать дискомфорт и усталость, поэтому 5-10-15 минут – перерыв и тд.
Если сюжет «зацепил», и хочется деталей, более глубоко погрузиться в атмосферу, понять поступки героев их переживания – читаем второй раз. Скорость будет ниже – примерно 200-300 слов. Можно выделить для чтения наиболее значимые места книги.
Большинство книг, даже и не требует второго прочтения, достаточно знать сюжет в общих чертах. Но в то же время есть книги, которые стоит перечитывать всю жизнь
Добавим сюда несколько рецензий и отзывов других читателей. Все – книга прочитана, понята в целом, сопоставлено свое мнение с мнением других читателей.
Можно читать и так. Удовольствия от чтения, правда, меньше, но в принципе возможно.
Более быстрому чтению, будет способствовать- предварительный просмотр книги –«сканирование».
Цель: найти подсказки — о чем книга, кто персонажи, место описания, время действий. Одновременно вы оцените и уровень сложности текста, стиль автора.
Дальнейшее прочтение книги уже будет легче, соответственно и выше скорость.
Вспомните пример из жизни – новая дорога первый раз кажется такой длинной и долгой, а уже во второй и последующие – не такая уж и долгая. Восприятие времени – субъективно.
*****
Думаю, что такие эксперименты сложат у читателя понимание – зачем же я читаю художественную литературу. Или точнее – что я хочу получить от прочтения тысяч книг. И возможно это позволит понять, что достаточно и десяти, но более тщательно отобранных.
*****
Особенности художественной литературы
Художественная литература позволяет «опуститься на землю» к живому человеку, в отличии от теорий и философии, изложенных в нехудожественной литературе.
Живой человек с его страданиями и переживаниями, мыслями, чувствами, который к чему-то стремится, борется с окружающими обстоятельствами – все это позволяет лучше понимать и ценить и себя и других.
Но для этого надо вдуматься, вникнуть и понять – и персонаж и то, что же хотел передать автор.
Достаточно ли здесь знать только сюжет?
Или все же искать каких-то ответов на возникающие по жизни вопросы. Почему люди поступают так, а не иначе при различных обстоятельствах? Почему они чувствуют и переживают именно так?
Для этого нужно вникнуть и разобраться в душевных и иных качествах, в чертах характера, темперамента, воспитания.
Почему происходит именно так, — в чем влияние исторической эпохи и общественной жизни. Почему автор именно так описывает происходящее. Т.е. здесь уже вопросы относительно исторического периода и личности автора.
Но и этого мало, — в каком стиле пишет автор, почему именно это литературное направление, какие еще направления существовали в то время. Т.е. читатель становится и исследователем себя и других, автора, а также той эпохи, истории литературы.
Поэтому, когда читатели утверждают, что читают только для удовольствия, то невольно думаешь – как много они теряют, мало того что времени, но больше возможностей для своего развития.
Хотя и чтение для удовольствия имеет место быть – но тогда вопрос – зачем читать быстро, если получаешь удовольствие?
В целом же это вопрос – осознанности. Мы делаем что-то не потому что этого хотим, а потому что не знаем как по-другому, а чаще даже и не задумываемся об этом. Автоматическая жизнь – автоматическое чтение.
Я сделал попытку объяснить, что же можно получить от чтения художественного произведения (более полно это описание в серии моих статей на примере комедии «Горе от ума»).
Но в то же время я привел и алгоритм быстрого прочтения художественной книги. При желании можно использовать.
Надеюсь на Ваши комментарии по этой статье.
Если статья понравилась, нажмите, пожалуйста на кнопку соц сетей.
С уважением, Медведев Николай.