CqQRcNeHAv

Наше внимание требует внимания

Мы можем запомнить только то, что находится в зоне нашего внимания. Обратите внимание на слово – можем. Т.е. можем запомнить, а может, и нет. От чего это зависит ?

Есть такой психологический закон: величина интенсивности впечатлений на которые мы обратили внимание определяет степень последующего воспоминания или припоминания и пропорциональна нашему вниманию. Т.е. чем сильнее впечатление, тем легче его вспомнить. Сила же впечатления зависит от степени нашего внимания запоминаемому событию.

Слабая память от слабого внимания.
Сознательное внимание и простое получение впечатлений через органы чувств – это большая разница.
Пример улица: видим и слышим массу предметов и звуков. Среди всего хаоса мы выделяем один из них и запоминаем только его. По прошествии некоторого времени мы сможем вспомнить только то, на что мы смотрели или слушали с вниманием. Остальное в памяти не сохранилось.
Большая часть видимого, или слышимого забывается почти сразу же, поскольку было незначительное внимание.

Можно ли запомнить большее число видимых или услышанных событий ?

«Человеческий разум может заниматься одновременно лишь одной вещью, хотя и может переноситься своим вниманием, и таким образом охватывать два и более предметов»,— говорится в книге В. Аткинсона «Память и уход за ней».
Если разум сосредоточен на одном предмете, то мы невосприимчивы к другим зрелищам и звукам, на которые обратили бы внимание в другое время. Так увлеченно читая, мы не обращаем внимание на происходящее вокруг нас.

Когда говорят, что человек одновременно выполняет несколько дел: слушает, пишет и при этом еще и что-то рассказывает, то по сути, у него просто высокая скорость переключения внимания. Одновременно все эти действия он делать не может.
Переключаемость внимания тренируется, как и другие составляющие хорошей памяти.

*****
Наше подсознание хранит любое впечатление. Но эти впечатления различаются по своей силе. Сила впечатления зависит от интереса, с которым мы подходим в момент его восприятия и от количества волевого внимания, сосредоточенного на нем.
Предмет малоинтересный оставит слабое впечатление и быстро забудется.

память

Внимание определяет размер вещи, отданной на хранение, а интерес определит ее окраску.
Соответственно легче извлечь из кладовой памяти – предмет большой (внимание) и окрашенный в яркий цвет (интерес). Размер и окраска вещи сделает ее более заметной.
Чем чаще мы извлекаем какую-то вещь из памяти, тем мы более знакомы с местом хранения, вещь становится еще больше и ярче. Так как при извлечении мы проявляем к ней и внимание и интерес.

Внимание произвольное и непроизвольное

Бывает произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное дается от природы и свойственно всем людям; и выдающимся и не очень.
Более развитые обладают произвольным вниманием, и способны его развивать усилием воли.
Но кроме этого они обладают также способностью устранять из поля своего внимания ненужный в данный момент предмет, чем очищают свое сознание для более важного. В то время как, неразвитый ум всегда находится во власти посторонних впечатлений.

Важное условие для памяти
Получение ясных и отчетливых впечатлений – важное условие для памяти. Органы чувств должны быть приучены к быстрому и легкому восприятию впечатлений.
При чтении текста глаза воспринимают слова, страницы, но при этом другие части нашего разума воспринимают впечатления от мыслей и мнений автора и идей читателя. От сопоставления со сведениями, которые уже имеются у читателя, эти впечатления лишь усиливают нашу способность припоминать.
Совершенствуйте внимание и интерес — это ведет к удивительным результатам. Упражнениями каждый может развить способность сосредоточения и внимания.

Постоянная практика усиливает остроту внимания путем запоминания разового увиденного. Память становится как бы фотографической. Запечатлевает все подряд и достаточно лишь вызвать впечатление и назвать все предметы.
Как же добиваться ясных и отчетливых впечатлений ?


Зрительные впечатления.

Учитесь правильно воспринимать впечатления и упражняйтесь в получения правильных, ясных и точных впечатлений.
Путешествуя мы многого не замечаем, и это выявляется когда, уже возвратившись и читая описание путешествий по той же местности мы удивляемся тому, что многих подробностей мы не увидели. Развивайте наблюдательность.
Средний человек может запомнить предмет лишь в общих чертах, подробности будут отсутствовать. Если предмет для нас интересен, то он вызывает большее внимание и получается более ясное и полное впечатление.

При одинаковом зрении женщина и мужчина замечают разное количество подробностей в одежде другого человека. У женщин этих подробностей больше, поскольку они привыкли обращать на это больше внимания.

Но тренировать надо не глаз, а ту часть разума, который смотрит через глаз. Если вы хотите развить наблюдательность, то это желание вызывает интерес к предмету и его подробностям, и вы уделяете ему больше внимания.

Одно из упражнений для развития зрительных впечатлений.
Умение «видеть» обыденные вещи. Рассмотрите самый обычный предмет – книга, ручка, яблоко и тп в течении некоторого времени. Старайтесь запечатлеть предмет в памяти. Затем закройте глаза и постарайтесь припомнить этот предмет в подробностях. Взгляните еще раз и определите, чего не хватает в ваших воспоминаниях. Затем повторите еще несколько раз – до максимального воспроизведения предмета в подробностях.

Постарайтесь нарисовать форму предмета и его детали. Говорят что «карандаш- лучший глаз». Успех будет не в художественном рисунке, а в передаче подробностей предмета.
Эти два упражнения развивают наблюдательность и способность запоминать. О других поговорим в следующий раз.

Слуховое восприятие.
Кто-то лучше помнит увиденное, кто-то услышанное. Разные типы восприятия – визуал, аудиал.
Многие по голосу узнают любимых актеров, друзей. Мы лучше запоминаем, например лекцию, если видим лектора, его жесты, мимику, т.е. пользуемся и зрительной и слуховой памятью.
Раньше все знания предавались только устно, от учителя к ученику, от отца к сыну.

Чтение вслух помогает лучшему запоминанию, поскольку больше внимания уделяется деталям, а при чтении про себя мы часто пропускаем неинтересные места, скользя по тексту поверхностно.

Опять повторюсь — внимание и интерес необходимы чтобы получить ясное впечатление, которое затем быстро можно вызвать из памяти. Но часто мы совершенно невнимательны и в одно ухо влетает – в другое вылетает.

Одно из упражнений развития слухового восприятия:
прослушать музыкальный фрагмент и потом пропеть или просвистеть мелодию.

Итак, как удержать зрительное или слуховое впечатление в памяти мы уже знаем, для этого необходимо внимание и интерес. А вот что необходимо для того, чтобы извлекать это впечатление из памяти поговорим в следующий раз.

Подписаться на новые статьи можно  здесь

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.