
В прошлой статье я говорил про 10 000 повторений упражнений, которые могут привести к выработке сложного навыка.
Думаю, что эта цифра у многих отбивает желание таких тренировок.
Но я более чем уверен в том, что человек потратит гораздо больше усилий на овладение «скоростными» методиками, которые, как правило, не дадут положительного результата.
Чтобы иметь желание вкладывать силы и развивать какой-либо навык требуется мотивация. Мотивация – это цели человека.
Есть цель — есть мотивация. Именно в такой последовательности. Все остальное – просто желания и мечты, так и не оформившиеся в цели.
*****
Рассмотрим некоторые области, где полезен навык наблюдательности.
1. Система «человек – человек».
Наблюдения в системе «человек –человек» позволяют узнать истинные намерения человека, объясняют его поведение, помогают выработать необходимые коммуникации в общении, способствуют запоминанию лиц и тд.
2. Эксперт в своей области.
Стать Мастером своего дела, пожалуй, это наиболее значимая для человека цель.
Не обязательно становиться наблюдательным Шерлоком Холмсом, наблюдательность нужна в любом деле.
3. Более глубокое и полное познание мира.
Действительно мы видим вещи не такими, какие они есть на самом деле. В силу нашего мировосприятия. Наблюдательность помогает раздвинуть горизонты и увидеть, если не саму истину, то как-то приблизиться к ней.
Все остальное, как правило, является пустым любопытством (не путать с познавательной потребностью) и является бесполезной тратой времени. По этому поводу рекомендую прочесть мою статью Куда исчезло наше любопытство?
Итак, цель можно определить. Она же задаст и мотивацию овладеть навыком.
****
Можно ввести такое понятие, как уровень развития наблюдательности.
Первый уровень – это владение определенными алгоритмами, позволяющими «правильно видеть». Например, лицо в такой последовательности: форма, цвет волос, глаз, нос, подбородок, особенности и тд. Так легче запомнить, так легче заметить отличающиеся детали.
Второй уровень – умение видеть детали, там где их не видит простой человек. Но не только видеть, а и делать выводы. Как, например, Шерлок Холмс.
Здесь требуется экспертность в своей области, а это знания, которыми оперирует человек. Подмечая, что-то он дополняет картину из этих знаний.
Ведь тот же Ш. Холмс, не только правильно видит, а и правильно размышляет.
Т.е. на этом уровне добавляется навык мышления.
На Востоке говорят «десять минут чтения – десять часов размышлений». Мыслить, мыслить и таким образом усваивать знания. А не просто заполняя голову информацией.
В целом, это более высокий уровень, чем просто знать алгоритм наблюдения и запоминания (т.е. уровень 1).
Третий уровень – целостное восприятие.
Человек словно «фотографирует объект» с первого взгляда. В том числе и страницы текста.
Способность, как у Алехина, который играл на 30 шахматных досках в уме. Или как у Рахманинова, Глюка, Моцарта, — которые писали музыку в уме, прежде, чем переложить ее на ноты.
Целостное восприятие в отличии от линейного (которое воспринимает по одному слову, объекту последовательно) само связывает в единое целое все воспринимаемое и уже имеющееся в памяти. Отсюда и восприятие происходит сразу одной мыслью. Иногда это называется «озарением».
Умение воспроизводить в уме увиденное один раз, причем с мельчайшими подробностями, позволяет овладевать навыками в разы быстрее. Недаром на Востоке первый этап обучения ученика – обучение внимательности.
*****
Прежде чем овладеть каким либо навыком, подумайте – зачем он вам и как вы можете его использовать. Это правило должно присутствовать всегда.
Итак, определите для себя цели развития навыка наблюдательности. И тот уровень, который вы бы хотели достигнуть.
Для начала этого достаточно. По крайней мере вы будете знать зачем и какая информация по наблюдательности вам будет необходима.
Я же со своей стороны постараюсь помочь в получении такой информации для развития навыка.
Пишите в комментариях, не молчите. А то не совсем понятно – насколько этот материал интересует моих читателей.
Кстати, упражнение из предыдущей статьи вы проделали. И сколько раз ?
С уважением, Медведев Николай.