Поговорим о нашем мышлении. О каком именно, может возникнуть вопрос ?
Хотя, возможно вопрос не у всех. Мы так часто используем привычные слова, но редко задумываемся над их смыслом.
Обычное наше мышление – аналитическое, критическое, т.е. то которое свойственно левому полушарию — логическому. И хотя логике нас никто не учил, но мы все считаем, что наши мысли четкие и логичные.
И тот, кто с нами не согласен – это его проблемы. Хотя если разобраться …
Индивидуализм и уникальность личности все глубже проникает в умы человека. Но не приведет ли это к 7 млрд (по числу жителей) различных индивидуальных и уникальных точек зрения. Ведь что-то же должно объединять. Идея, идеология, вера, цели ….
Об этом стоит задуматься. Так появляется второй термин – ум (от слова задуматься). А это еще что такое ? Ум и мозг – это одно и то же ?
Чтобы с этим разобраться, нужно подключить интеллект. Итак, новый термин — интеллект.
И что самое главное, — все наши представления и все наши навыки в области мышления, ума и интеллекта – как правило, остались неизменными со школы.
Хотя и в школе никто специально этим не занимался, но все же мышление каким-то образом сформировалось. И в основном – это логическое, аналитическое мышление. Хотя видов мышления гораздо больше.
Виды мышления
Перечислю некоторые: конвергентное и дивергентное, латеральное, комбинационное, параллельное, вербальное, математическое, системное, абстрактное, образное, критическое, творческое, креативное, индуктивное и дедуктивное, нестандартное, сценарное, стратегическое и тд.
Возможно, я использую некоторые указанные виды, может кто-то сказать. Безусловно, но чтобы что-то использовать необходимо знать механизм, алгоритмы такого вида мышления. А для начала нужно познакомиться с теорией, научиться применять ее на практике и сформировать необходимый навык. Другого варианта нет, как бы это не было скучно и затратно по времени.
Таким образом, способов – как мыслить существует множество. И человек многое теряет, ограничивая себя одним, наиболее привычным с детства способом, — когда все мысли движутся на автомате – как привыкли.
Нет, безусловно мысли разные, но способ их появления – один и тот же. И он останется таким всю жизнь, если не попробовать для решения повседневных задач (не важно домашних или бизнес-задач), использовать и другие подходы мышления. О чем собственно я хотел бы поговорить в следующих статьях на блоге. О видах мышления. И о том как их использовать.
Если конечно это вам будет интересно. О чем и прошу вас оставить заметку в комментариях.
Замечательный и очень нужный материал, избавляющий от инерции знаний и стимулирующий стремление к работе над собой. Примите, Николай, искреннюю признательность и благодарность. С нетерпением ждём продолжения . С уважением.Лана
И Вам спасибо Лана !
Вот это да! Никогда не думала, что бывает такое количество видов мышления. Существует ли литература по этим вопросам? Быть может, один вид мышления лучше задействовать в одних случаях, другой — вдругих? И как вычислить тип мышления другого человека?
Нередко бывает, что вроде бы говорят и ымсялт люди об одном и том же, а всё равно видят мир совершенно по-разному. Один что-то посчитает шуткой, другой — оскорблением. Один делает одни выводы, другой — противовположные. Хотя, казалось бы, пользуемся, в основном, одним видом мышления.
Да, Наталья вот столько типов мышления. И это еще не все. В следующий раз я попробую описать типологию мышлений ( т.е. структурировать). Литературу конечно укажу в последующих статьях.
Что касается, -говорят об одном и том же, но видят мир по разному, — это как раз и есть ограничение одним видом мышления — линейным, и соответственно результат будет зависеть скорее не от мышления, а от разных мировоззрений. Но стоит задействовать другой тип мышления и уже можно прийти к взаимопониманию.
Так что ждите много интересного !
СПАСИБО.КАК РАЗ ТО, ЧТО ИЩУ И ИЗУЧАЮ. БУДУ ЖДАТЬ.
Спасибо, Ирина за отклик ! Надеюсь, что раскрытие темы будет соответствовать Вашим ожиданиям.
Спасибо, Николай! Очень интересная и нужная тема. Хорошо, что взялись раскрыть ее для нас. Я уже давно заметил, что многие люди не умеют думать, хотя всем кажется, что это — врожденная данность. Но, с другой стороны мы знаем, что человек, так же, как и все высшие животные, таковым не рождается и не может таковым стать без обучения — мы учимся ходить, говорить, читать, писать и т.д. Но вот думать нас почему-то не учили, хотя по жизни этот процесс не менее важен, чем все остальные навыки. Единственный известный нам со школы способ мышления — это решение задач. Не знаю, как он называется по научному, но состоит он из вопроса, условий, решения и проверки. И даже применяя этот нехитрый алгоритм, задавая себе вопросы и не забывая проверять полученное решение, мы уже можем избежать многих ошибок.
Наверное, этот тип мышления — линейный, т.к. в нем все идет одно за другим последовательно — вопрос, условия, решение, проверка. Но в школе мы также составляли схемы — прообразы сегодняшним интеллектуальных карт. И там мышление работает, наверное, по-другому. Сама же структура нашего мозга тоже состоит из схем и линий. Ведь каждый из 5 млрд. наших нейронов образует от 10000 до 100000 связей и он выглядит гораздо сложнее любой интеллектуальной карты. А само соединение выглядит, как линия или кабель, по которому проходит одновременно множество различных сигналов. И, если представить себе какое невероятное количество связей может образовывать наш мозг, то начинаешь верить, что для него нет ничего невозможного. Тем более, что возраст для мозга значения не имеет и, насколько я знаю, он может расти сам для создания новых связей, если задача, поставленная перед ним не решена.
Хотел еще спросить, разве есть разница между творческим и креативным? Само слово креатив, занесенное в наш язык совсем недавно, никакого дополнительного смысла не несет, но создает убогую аналогию: креатив — кретин. С творчеством же все понятно: творчество — Творец. Разве может быть еще более емкое и выразительное слово, чем творчество? И разве может какой-то креатив содержать больше смысла, чем Творец?
Спасибо Константин за Вашу поддержку темы !
Конечно, кроме того что мы учились ходить, говорить, писать, читать важно учиться и думать. Но об этом как-то не принято говорить, считается что произойдет само-собой. Вот с этим мы и будем разбираться в нашей теме.
Что касается творческий и креативный. Этимология слова: от creativus, далее из creare «творить»; от англ. creative -творческий. Вроде бы как синонимы. Но тогда зачем вводить новое слово, если есть русское. Если вспомнить откуда оно появилось и так быстро распространилось, то все же из области рекламы. Ведь не говорят креативная балерина или креативный писатель. Но креативный сотрудник рекламного отдела — звучит вполне, лучше чем творческий («мне не нужно ваше творчество» — но «больше креатива»). Поэтому использовать его нужно с учетом аудитории, чтобы «не грамотность показать», а было к месту.
По моему -у нас слово креатив носит более узкое значение. Применительно к области коммерческой. Там это слово — в теме, поскольку приходится общаться с коллегами и информацией разных стран, где это слово широко употребляется.
Мне близко мышление ассоциациями и гештальтами. Так сказать соединение гештальт психологии и ассоциативной.
Помню, какой прорыв у меня был в мышлении когда я осознал для себя ,что человеческое мышление это Гештальты из ассоциаций и в то же время ассоциации между гештальтами. Прямо по Виктору Пелевину:)
Все верно Алексей !
Но чтобы гештальт возник необходимо наполнение знаниями. И хотя говорят, что в информационном поле уже присутствуют все знания, осталось только подключиться и вот тебе -гештальт. Да возможно, но у меня гештальты (если это можно так назвать) возникали на основе знаний, которые я все же могу считать, что я их получал сознательно. Хотя наиболее интересные идеи возникали именно на стыке разных направлений и я не могу сказать, что даже думал об этом — это как озарение. По научному это перецентрации гештальтов.
Тема гештальт -психологии, семантических полей, фреймов - интересная, и возможно мы будем об этом говорить. Пока же я даю лишь базовые знания о мышлении, чтобы двигаться от простого к сложному. И безусловно есть цель — пробудить интерес у читателей изучить эти вопросы более глубоко.
[…] всех читателей, оставивших комментарий к предыдущей статье. Не стесняйтесь, пишите, задавайте вопросы, […]
Николай, очень интересная тема, с удовольствием буду читать! Развивать разные виды мышления важно не только у себя, но ещё и у наших детей. Сейчас я изучаю ТРИЗ и уже столкнулась с тем, что очень важно применять в жизни разные виды мышления. Надеюсь ваши статьи помогут мне ещё глубже изучить этот вопрос. Спасибо.
Спасибо Милана, за поддержку темы!
Еще анонс не рассылал, но новая статья уже на блоге.
Круто пишете, Николай! Очень интересно!