
Можно много говорить о том, что наш мозг используется на 10 %. Думаю, это уже стало модным штампом для продвижения каких-либо развивающих техник.
Один из вариантов происхождения этого «мифа»: в 1890 году Уильям Джеймс и Борис Сидис тестировали свою теорию ускоренного развития ребенка на примере Уильяма Сидиса, у которого уровень IQ достигал 250—300. Уильям Сидис сообщал, что люди не используют свой мозг полностью. В 1936 году в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» американский писатель Лоуэлл Томас написал «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10 процентов своих умственных способностей». Так этот процент и получил широкое распространение.
Хотя нейробиолог Барри Гордон характеризует этот миф как «смехотворно ошибочный» и добавляет: «мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно». Современная наука утверждает что, каждая часть мозга имеет определенную функцию, и в процессе исследований ещё не была найдена область мозга, которая бы ничего не делала.
Потенциал мозга безграничен и многие примеры это наглядно показывают. Но с практической точки зрения было бы лучше заняться полноценном развитием мозга, чем спорить о процентах и его потенциале.
Полушарие — левое и правое
Мы знаем, что есть правое и левое полушарие мозга.
Левое полушарие ответственно за речь и логическое мышление.
Правое полушарие отвечает за эмоциональные, зрительные впечатления.
Для эффективной работы мозга должны быть развиты оба полушария, как дополняющие друг друга органы мышления.
Изучение различных дисциплин развивает ту или иную часть нашего мозга.
Например, математика развивает мышление в целом, и в особенности логическое; начертательная геометрия – пространственное воображение; философия – способность к абстракции; биология – эволюционный подход; экология – представление о взаимосвязи явлений и тд.
Изучая естественнонаучные и технические дисциплины, мы совершенствует главным образом левое полушарие. Гуманитарные дисциплины тренируют правое полушарие.
Поэтому физикам, математикам, инженерам и другим специалистам в сфере точных наук нужны в том числе и гуманитарные дисциплины. А гуманитариям было бы полезно разбираться в естествознании и технических науках.
Знание смежных областей полезно не только как возможность развития полушарий мозга, замечено, что оригинальные идеи рождаются на пересечении различных наук.
Итак, разобрались – необходимо гармоничное развитие обоих полушарий мозга.
Простейшие способы тренировки нашего левого полушария
Самый простой – если требуется сложить или умножить какие-то несложные числа, не стоит сразу хвататься за калькулятор – потренируйте свой мозг.
Также не стоит рассматривать как ненужную игру, разгадывание головоломок и логических задач. Дайте полезную тренировку для мозга.
Например, игра в шахматы, это не только тренировка ума, но и тренировка стратегического, системного мышления.
Беседы с умными людьми, споры и дискуссии – еще один инструмент тренировки ваших мыслительных способностей. К тому же искусство спора – это просто необходимая на сегодня вещь.
Будет полезным освоить способы логических рассуждений – индуктивное и дедуктивное. При индуктивном подходе мы анализируем множество частных случаев и делаем обобщающие выводы. В случае дедуктивного способа рассуждений все происходит наоборот – из общего правила делаются частные выводы. Изучение классической логики будет в любом случае полезным для жизни.
Ну и безусловно чтение умных книг, научных, философских, таких в которых нужно следить с за мыслью и рассуждениями автора. Так можно научиться мыслить на уровне великих, если конечно постараться.
Итак, как тренировать левое полушарие думаю, понятно в общих чертах.
Развитие правого полушария
Подключим к нашим тренировкам правое полушарие. Этому будет способствовать приобщение к музыке, живописи, поэзии и другим искусствам. Погружаясь в мир искусства, мы развиваем образное мышление.
Образное мышление имеет массу достоинств, поскольку образ значительно содержательнее слов. Конфуцию говорил: «Одна картина говорит больше, чем тысяча слов».
При образном мышлении мозг способен оперировать более крупными блоками информации, что позволяет рассмотреть одновременно большее число факторов и связей. К тому же зрительный материал запоминается намного лучше, чем его словесное описание.
Многие задачи решаются быстрее, если их представить в образном виде, например в виде рисунков, таблиц, графиков, схем, диаграмм. Связи и отношения между отдельными элементами наглядно видны при таком представлении информации. Поэтому старайтесь любой изучаемый материал или задачу представить в наглядном виде. Будет это рисунок или схема, неважно, важно, что так проще выстраивать связи между объектами задачи.
Ну а если добавить цвет, то он сделает наши картинки еще более понятными, поскольку позволяет отделить разные части и лучше сосредоточить внимание.
Принципы тренировки левого и правого полушария думаю в целом, понятны.
Далее я покажу, какие разновидности мышления могут использоваться для решения наших жизненных и профессиональных задач.
Шаблонное и творческое мышление
Логическое мышление исходит из логики и определенных правил, стандартов. Поэтому его еще называют стандартным или шаблонным. Оно формируется на основе изученных правил и существующего опыта. Отсюда логика ребенка и взрослого человека не совпадает – разный жизненный опыт.
Этот тип мышления важен в жизни, поскольку типовых ситуаций с которыми мы сталкиваемся — большинство. И быстрые решения мы принимаем на основе сложившихся стереотипов и правил. Такое мышление не тратит много времени на размышление, когда ситуация простая и типичная.
При возникновении сложной проблемы стандартного подхода может не хватить. И здесь к работе подключают такой вид мышления, как — творческое. Творческому мышлению не свойственны стандартные рассуждения, оно ищет новые, оригинальные решения.
Навыки творческого мышления можно развивать, есть масса книг, например Э. Боно, Г. Алдера и др. В будущих публикациях я более подробно остановлюсь на подобных упражнениях.
Подсознание и интуиция
Многие процессы мышления скрыты от нас и происходят на уровне подсознания. Результат такой работы мы иногда называем интуицией, иногда догадкой, предчувствием или внутренним голосом.
Сила нашего подсознания велика и часто оно выдает такие значимые подсказки, которые на уровне сознательной мыслительной работы мы бы не получили.
Многие великие открытия получены в результате интуитивных догадок.
Даже у творческого мышления существуют барьеры, например психологические, человек является приверженцем каких-то теорий и его сложно перетянуть через такие барьеры. У подсознания таких барьеров нет, поэтому оно не подвержено формальной логике и предубеждениям.
Задействовать подсознание возможно, но для этого ему необходим исходный материал, с которым оно бы работало. Т.е. если голова пустая, то вряд ли придет озарение. Но если она заполнена нужной информацией, то подсознанию есть с чем работать.
Часто можно наблюдать такое явление: все попытки найти решение не удались, но стоит дать отдых своему сознанию и через некоторое время откуда-то появляется идея. Это работа подсознания, которая не прекращалась, пока мы отдыхали.
Еще один инструмент – Сон
Сон также может быть использован в качестве инструмента мышления. Есть много гипотез того, что с нами происходит во сне. Например, считается, что сон наводит порядок в голове и вся информация упорядочивается по своим ячейкам.
Сон можно использовать для того, чтобы привлечь наше подсознание к решению проблемы. «С проблемой надо переспать», — так иногда говорят, или «утро вечера мудренее». Все помнят, что именно во сне Д. И. Менделеев увидел таблицу химических элементов.
*****
Какой вывод можно сделать из всего сказанного ? Наша задача накапливать и развивать методы мышления: логическое, образное, творческое, интуитивное.
У каждого из нас что-то развито больше, что-то меньше. Нужно выяснять, что требует развития. Принцип «Познай себя» — актуален как никогда ранее, поскольку человек уже не ограничен в информации, а вот использовать ее на полную мощь мешает незнание себя и своих возможностей. Расширяйте арсенал методов, которые вы используете.
В качестве одного из шагов проделайте следующее: решив какую-либо задачу, проанализируйте каким способом она была решена, какой был использован метод.
Наверняка приходилось сталкиваться с такими случаями, — найдено решение проблемы, а спросишь, каким методом пользовался – человек и не может ответить. И часто решение найдено случайным образом, а не за счет использования изученных методов, применить которые так и не удосужились, в навык не превратили. И вероятнее всего следующая задача также будет решаться хаотичным образом и не обязательно будет найдено верное и уникальное ее решение.
Но я думаю, что мои читатели бережно относятся к полученных знаниям и стараются доводить эти знания до уровня умений и навыков.
*****
Если возникли вопросы, напишите пожалуйста в комментариях. Выскажите свое мнение. Иначе, прочитанное останется просто интересной информацией, которая забудется, согласно кривой Эббингауза уже через день.
Спасибо... Попробую воспользоваться...
Как бы хотелось всем этим овладеть,хоть на половину.