
Ничего нет удивительного в том, что многие считают — достаточно прочитать книжку от корки до корки и информация навечно отпечатается в голове. Так нас учили в школе и других методик запоминания текста и усвоения информации, как правило, не давали.
Текст нужно уметь не только прочитать, но еще и усвоить. Будем учиться возможным технологиям чтения и качественного усвоения и рассмотрим еще один метод — SQ3R (помимо рассмотренного ранее метода Q3POC). Метод применим для чтения нехудожественной литературы, например, при обучении и самообучении, при изучении обязательной специальной литературы или для того чтобы разобраться в какой-то важной профессиональной теме.
Метод SQ3R основан на предположении, что информация, содержащаяся в тексте может быть усвоена лучше, если выполнить пять последовательных шагов:
1. Текст сначала бегло просматривается (Survey),
2. Формулируются основные вопросы (Question), на которые предстоит ответить,
3. Далее текст внимательно и активно прочитывается (Read), подчеркивается основное и выделяются ключевые слова и фразы,
4. Пересказывается (Recite) своими словами (можно только для себя) основные важные моменты, для проверки усвоения текста,
5. Затем материал еще раз повторяется (Review), для сохранения в памяти.
На первом шаге (Survey)
Процесс беглого ознакомления с текстом помогает понять его структуру и общий замысел. Также Вы узнаете об объеме и сложности текста, следовательно, сможете спланировать время дальнейшего изучения. Более подробно стоит ознакомиться с таблицами и диаграммами, заголовками и разделами.
На втором шаге (Question)
Вы можете формулировать вопросы исходя из своих целей чтения. Запишите все вопросы, которые побудили Вас обратиться к данному материалу. Вопросы можно приравнять к целям исследования, ради которого Вы читаете текст. Они также могут возникнуть при просмотре заголовков, когда ставятся вопросы — Что они означают? При дальнейшем чтении ищите ответы на эти вопросы.
На третьем шаге (Read)
В процессе чтения делайте отметки, создавая карту памяти (Mind Map). Отрывки, которые содержат в себе незначительную информацию, можно просто быстро пробежать, не задерживаясь на них.
На четвертом шаге (Recall/Recite)
После того, как текст прочитан, попробуйте пересказать основное содержание своими словами. Выделите основные факты, сопоставьте с остальной информацией (где информация основная, а где вспомогательная, которая подкрепляет основную). Это поможет лучше понять, запомнить и организовать изучаемый материал.
Пересказывать не обязательно весь текст, можно пересказать часть его, после прочтения длинных абзацев или отдельных глав.
На пятом шаге (Review)
Это может быть повторный просмотр, прочтение или обсуждение с кем-то другим. При обсуждении материал намного дольше сохранится в Вашей активной памяти.
Удалось ли ответить на все поставленные вопросы? Сделайте собственные комментарии или критические замечания. Дайте оценку позиции автора. Найдите возражения, неверные данные, ошибки, противоречия. Попробуйте возразить автору, развивайте критическое мышление.
Глубина и использование всех шагов зависит от необходимости объективного и исчерпывающего анализа текста. Вы можете упрощать и видоизменять эту технологию чтения, в соответствии с Вашими целями чтения конкретного материала.