
«Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается». Джордж Бернард Шоу.
Начну с определений.
Любопытство – это врожденная, нецеленаправленная потребность в познании действительности.
Любознательность – сознательная целенаправленная потребность в познании, в приобретении новых знаний.
Обратите внимание, что разница в целенаправленности.
Любопытство не имеет цели, оно является самоцелью, любопытство ради любопытства. Смотреть, чтобы увидеть, узнать, чтобы знать. А зачем – это уже неважно.
Любознательность действует целенаправленно, человек понимает, — зачем он хочет что-то узнать.
*****
Любознательность и также любопытство, является проявлением познавательной потребности. Т.е. потребности в новой информации и новых впечатлениях.
Все новое порождает эмоцию, возникает психическая энергия, которая в свою очередь порождает приятное состояние.
Наша психика совершает колебания: от привычного к новому, от интереса — к скуке. Человеку хочется повторить приятное состояние этих колебаний.
Переживание радости открытий, стремление к новому знанию, к разгадке тайн – вот где движущая сила знаний и опыта.
****
Уровни познавательной потребности
Познавательная потребность есть у всех, — в детстве. Реализуется через получение впечатлений в младенчестве, новая игрушка – новые впечатления. Это первый уровень реализации познавательной потребности.
Но кто-то и в зрелом возрасте по-прежнему остается на уровне первом: познавательная потребность ограничивается лишь внешними стимулами – прошла реклама и все внимание на ней, еще внешний стимул и наше любопытство там.
Затем переход ко второму уровню –любознательности, которая выражается в интересе к тем или иным занятиям, к склонности изучения того или иного предмета. У подростков – занятия спортом, музыкой, техникой и т.д. И часто все вместе и сразу.
Следующий третий уровень – это целенаправленное познание с целью получения профессии, мастерства, исследования. На высшем уровне познавательной потребности находятся люди, для кого увлечение делом стало Призванием, целью жизни.
Ученый, активно ищущий новую информацию, новые знания в профессиональных целях, в целях исследования, в целях открытия – это познавательная потребность третьего уровня. Есть социально полезный результат, а человек получает радость и удовольствие от такой деятельности.
Чем больше человек сосредоточен на какой-либо деятельности, тем больше у него развивается любознательность и тем менее он становится любопытен к тому, что лежит вне этой деятельности.
«У кого нет своего дела, тому дело до всего», — как точно заметил К. Ушинский.
*****
Можно ли вместить в себя все неисчислимые знания ? Да и нужно ли ?
Время энциклопедистов уже прошло. Это раньше, когда объем знаний был не так велик, можно было все эти знания вместить в ум сверхразвитого человека. А сегодня? Что делать сегодня ?
«Надо знать всё о немногом и немного обо всем». Амброз Бирс.
Нельзя быть специалистом во всем, но можно быть осведомленным о существовании многих разделов знаний.
Только имея широкий кругозор можно понять, как многого еще не знаешь. И только невежда, может считать себя всезнайкой.
Это как закон окружности – чем больше диаметр, тем с большим неведомым он соприкасается, и наоборот.
Отсюда важный вывод: найти ту область знания, где будешь являться специалистом, Мастером. И проявлять любознательность, чтобы знать как можно больше в этой области.
При этом другие области знаний могут быть изучены в более обобщенном виде, не так глубоко. Хотя часто бывает так, что проявив интерес к одной области, неожиданно зацепляешь целый пласт соприкасающихся тем, которые расширяют и углубляют знания по основной теме.
Процесс познания бесконечен. Важно лишь грамотно его организовать, понимая – ради чего новая информация.
Иначе такое полезное качество как любознательность, может замениться банальным любопытством.
Надеюсь, я осветил различие между двумя понятиями. Поэтому обращая внимание на новую информацию, подумайте, что это — Любознательность или Любопытство. И примите правильное решение.
Но при этом не забывайте, что сказал Альберт Эйнштейн:
«Важно не переставать задавать вопросы…
Не утрачивайте с годами святой любознательности».
Иначе можно стать равнодушным, и игнорировать многое из того, что не понимаешь.
Как сказал Гёте: «Каждый слышит лишь то, что понимает».
Постарайтесь понимать чуть больше вещей, проявляя при этом здоровую любознательность и грамотно организуя процесс получения информации.
*****
Надеюсь, что у моих любознательных читателей возникли вопросы по этой статье. Не стесняйтесь, пишите в комментариях.
С уважением, Медведев Николай.
[…] читателя Александра возник вопрос по предыдущей статье. Вопрос, касающийся организации работы с […]
[…] вы читали статью «Любознательность VS Любопытство», то должны помнить, что чтение ради любопытства – […]