CqQRcNeHAv

Любознательность VS любопытство

 

 

«Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается». Джордж Бернард Шоу.

 

 

 

 

 

Начну с определений.

Любопытство – это врожденная, нецеленаправленная потребность в познании действительности.

Любознательность – сознательная целенаправленная потребность в познании, в приобретении новых знаний.

Обратите внимание, что разница в целенаправленности.

Любопытство не имеет цели, оно является самоцелью, любопытство ради любопытства. Смотреть, чтобы увидеть, узнать, чтобы знать. А зачем – это уже неважно.

Любознательность действует целенаправленно, человек понимает, — зачем он хочет что-то узнать.

*****

Любознательность и также любопытство, является проявлением познавательной потребности. Т.е. потребности в новой информации и новых впечатлениях.

Все новое порождает эмоцию, возникает психическая энергия, которая в свою очередь порождает приятное состояние.

Наша психика совершает колебания: от привычного к новому, от интереса — к скуке. Человеку хочется повторить приятное состояние этих колебаний.

Переживание радости открытий, стремление к новому знанию, к разгадке тайн – вот где движущая сила знаний и опыта.

****

Уровни познавательной потребности

Познавательная потребность есть у всех, — в детстве. Реализуется через получение впечатлений в младенчестве, новая игрушка – новые впечатления. Это первый уровень реализации познавательной потребности.

Но кто-то и в зрелом возрасте по-прежнему остается на уровне первом: познавательная потребность ограничивается лишь внешними стимулами – прошла реклама и все внимание на ней, еще внешний стимул и наше любопытство там.

Затем переход ко второму уровню –любознательности, которая выражается в интересе к тем или иным занятиям, к склонности изучения того или иного предмета. У подростков – занятия спортом, музыкой, техникой и т.д. И часто все вместе и сразу.

Следующий третий уровень – это целенаправленное познание с целью получения профессии, мастерства, исследования. На высшем уровне познавательной потребности находятся люди, для кого увлечение делом стало Призванием, целью жизни.

Ученый, активно ищущий новую информацию, новые знания в профессиональных целях, в целях исследования, в целях открытия – это познавательная потребность третьего уровня. Есть социально полезный результат, а человек получает радость и удовольствие от такой деятельности.

Чем больше человек сосредоточен на какой-либо деятельности, тем больше у него развивается любознательность и тем менее он становится любопытен к тому, что лежит вне этой деятельности.

«У кого нет своего дела, тому дело до всего», — как точно заметил К. Ушинский.

*****

Можно ли вместить в себя все неисчислимые знания ? Да и нужно ли ?

Время энциклопедистов уже прошло. Это раньше, когда объем знаний был не так велик, можно было все эти знания вместить в ум сверхразвитого человека. А сегодня? Что делать сегодня ?

«Надо знать всё о немногом и немного обо всем». Амброз Бирс.

Нельзя быть специалистом во всем, но можно быть осведомленным о существовании многих разделов знаний.

Только имея широкий кругозор можно понять, как многого еще не знаешь. И только невежда, может считать себя всезнайкой.
Это как закон окружности – чем больше диаметр, тем с большим неведомым он соприкасается, и наоборот. знание окружность

Отсюда важный вывод: найти ту область знания, где будешь являться специалистом, Мастером. И проявлять любознательность, чтобы знать как можно больше в этой области.

При этом другие области знаний могут быть изучены в более обобщенном виде, не так глубоко. Хотя часто бывает так, что проявив интерес к одной области, неожиданно зацепляешь целый пласт соприкасающихся тем, которые расширяют и углубляют знания по основной теме.

Процесс познания бесконечен. Важно лишь грамотно его организовать, понимая – ради чего новая информация.

Иначе такое полезное качество как любознательность, может замениться банальным любопытством.

Надеюсь, я осветил различие между двумя понятиями. Поэтому обращая внимание на новую информацию, подумайте, что это — Любознательность или Любопытство. И примите правильное решение.

Но при этом не забывайте, что сказал Альберт Эйнштейн:

«Важно не переставать задавать вопросы…
Не утрачивайте с годами святой любознательности».

Иначе можно стать равнодушным, и игнорировать многое из того, что не понимаешь.

Как сказал Гёте: «Каждый слышит лишь то, что понимает».

Постарайтесь понимать чуть больше вещей, проявляя при этом здоровую любознательность и грамотно организуя процесс получения информации.

*****

Надеюсь, что у моих любознательных читателей возникли вопросы по этой статье. Не стесняйтесь, пишите в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

2 комментария к записи “Любознательность VS любопытство”

  1. […] читателя Александра возник вопрос по предыдущей статье. Вопрос, касающийся организации работы с […]

  2. […] вы читали статью «Любознательность VS Любопытство», то должны помнить, что чтение ради любопытства – […]