CqQRcNeHAv

Логика стресса. ч.2. Структура стресса

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Продолжим тему Логика стресса. Начало здесь.

Надеюсь, что теперь вы уже знаете – как отдыхать, чтобы снизить влияние стресса в долгосрочной перспективе. Это долгосрочная стратегия, в отличии от краткосрочных мер, типа – «дышите глубже, вы взволнованы».

****
Сейчас рассмотрим другие базовые вещи работы со стрессом.
Из всех рассмотренных книг по теме стресса я бы выделил книгу А. Александрова. «Аутотренинг.»

аутотренинг

 

 

Артур Александров. «Аутотренинг». Питер. 2013 г.

 

 

 

 

 

 

Именно в ней схематически показан сам процесс стресса. И этот процесс показан настолько наглядно, что становится ясно и понятно – что же необходимо делать дальше, чтобы управлять этим процессом. Логичная структура всегда создает основу для эффективного решения задачи.

 

В какой-то степени о такой же схеме говорится в книге Кларк Линн. «SOS. Обуздай свои эмоции».

кларк эмоции
Кларк Линн. «SOS. Обуздай свои эмоции». Астрель. 2007 г

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор предлагает рассмотреть 2 вида мышления: искаженное и правильное.

АС

Искаженное или А-С мышление. Убеждение в том, что именно неприятные события порождают чувства и эмоции. Поэтому люди бессильны изменить эти чувства.

Правильное мышление, говорит о том, что хотя события и ситуации влияют на нас, но наши убеждения влияют гораздо сильнее.

АВС

 

Правильное мышление А-В-С – это признание того, что «В» в основном приводят к «С». Т.е. наши убеждения порождают нашу реакцию на события.

Если исправить свои внутренние убеждения и взгляды, тогда можно жить более успешно и счастливо.

Замечу лишь, что эти выводы отражены в одном пункте рекомендаций А.Александрова, а именно когнитивная интерпретация, но у него гораздо шире арсенал методов.

****

Процесс стресса

Остановлюсь более подробно на схеме из книги А. Александрова «Аутотренинг».

схема стресса

 

Стрессоры – это события и ситуации, которые могут вызывать стресс.

Стрессовые реакции – это реакции человека на стрессоры.

Посредники стресса – это факторы, которые усиливают или уменьшают воздействие стресса.

Думаю, что многие знают о том, что не само событие, а наше отношение к нему формирует реакцию. Но что стоит за этими словами – как правило, остается за кадром.

Это все равно что сказать, — «не расстраивайся». А вот как это сделать – большой вопрос. В данном же процессе, наглядно показаны все элементы стресса.

Ситуация вызывает реакцию, а посредники стресса – усугубляют или наоборот снижают эту реакцию. Осталось разобраться, что это за посредники и все станет на свои места.

****
Методологическое напоминание.

Еще раз остановлюсь на преимуществах синоптического чтения, когда по выбранной теме подбирается вся необходимая литература. Затем следует просмотровое чтение, информация систематизируется. Выявляются наиболее важные аспекты, затем следует углубленное чтение выбранных книг.

Если остановиться на одной или 2-х книгах по этой теме, то вряд ли можно с уверенностью говорить, что именно в них изложено, то, что является наиболее важным.

Довольно часто крупицы новых знаний находишь у нешироко известных авторов. Но именно эти крупицы позволяют получить ясную картинку сути изучаемого вопроса.

Это лирическое отступление я сделал, по причине, что мой блог в первую очередь – о техниках чтения. И я хотел бы показать, как эти техники помогают в жизни, а не просто излагать их  чисто в теории.

*****
Продолжим.

Итак, в 2-х источниках найдена важная информация, — существуют фильтры – между ситуацией и нашей реакцией. И эти фильтры – носят название посредники стресса (используем термин А. Александрова).

Рассмотрим составляющие схемы стресса.

Стрессоры

Кратко опишем Стрессоры (цитатно, подробно в книге А. Александрова):

1. Фрустрация – расстройство планов, крушение надежд.

2. Дефицит времени – это ситуации, которые требуют от человека выполнения большого объема работ за слишком короткое время.

3. Травма – это острое физическое или эмоциональное переживание (нападение, военное сражение, пожар, дорожная авария или авиакатастрофа, стихийное бедствие и др.).

4. Конфликты могут быть межличностными (ссоры между людьми, оскорбления, драки) и внутриличностными (мотивационными), при которых в противоречие вступают различные мотивы.

5. Жизненная перемена. Развод, болезнь близкого человека, потеря работы, переезд в другой город – это ситуации, ведущие к социальным, психологическим, финансовым и физическим переменам, к которым необходимо приспособиться.

Какие же реакции могут вызывать Стрессоры.

Стрессовые реакции

Стрессовые реакции могут быть физическими, психологическими и поведенческими.

Физические: бессонница, высокое артериальное давление, потеря аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода, прибавка или резкая потеря веса, хроническая усталость и т. п.

Психологические: беспричинное беспокойство, нарушение памяти, невозможность сосредоточиться, чувство одиночества.

Поведенческие: злоупотребление алкоголем, усиленное курение, чрезмерное потребление лекарств и успокаивающих препаратов, потеря интереса к своему внешнему облику и пр.

Другие поведенческие реакции на стресс Фрейд назвал механизмами психологической защиты. Всего описано пятнадцать защитных механизмов. Это отрицание, вытеснение, интеллектуализация, замещение, проекция и другие.

Это психологические реакции, которые помогают защитить человека от тревоги и других негативных эмоций, сопровождающих стресс.

Д. Вайллент предложил типологию защитных механизмов по уровню их зрелости и эта классификация получила широкое признание и до сих пор пользуется большой популярностью.

Уровень I – психотические механизмы (отвержение реальности, искажение, иллюзорная проекция);
Уровень II – незрелые механизмы (фантазия, проекция, уход в болезнь, компульсивность и др.);
Уровень III – невротические механизмы (интеллектуализация, формирование реакции, смещение, диссоциация);
Уровень IV – зрелые защиты – (сублимация, альтруизм, супрессия, антиципация, юмор).

Используя только незрелые механизмы, все же нужно помнить, что это больше детская позиция защиты. Для зрелого человека более предпочтительны зрелые механизмы, например сублимация – это когда энергия перенаправляется на творчество или другие значимые цели.

При желании читатель может изучить их более подробно. Литературы достаточно. Важно только встроить эти знания в общий каркас процесса стресса.

Посредники стресса

И крайне важно рассмотреть Посредники стресса (подробнее в книге А. Александрова).

1. Способность к прогнозированию.
Если человек знает о предстоящем неприятном событии, то он легче переносит его.

2. Контроль.
Многочисленные исследования показали, что стрессоры оказывают меньшее воздействие на людей, если они контролируют их.

3. Когнитивная интерпретация.
Когнитивная интерпретация – это то, что люди думают о стрессорах, как они воспринимают ту или иную трудную ситуацию, неприятное событие.

Считается, что если человек какую-то ситуацию не воспринимает как стрессор, то стрессовая реакция не возникает вообще.

В этой связи есть хорошее высказывание: «Величие человека определяется уровнем проблем, которые вызывают у него раздражение».

4. Социальная поддержка.
Помощь и поддержка в трудные моменты жизни со стороны близких, друзей и знакомых – способна снизить нашу реакцию на стрессор. Важно когда есть на кого можно положиться.

5. Навыки преодоления стресса.
Тот, кто уже встречался с проблемной ситуацией, легче ее перенесет в будущем.

Стресс успешнее преодолевает тот, кто воспринимает стрессор как трудную задачу, которую необходимо решить, а не как угрозу своему благополучию.

«Более успешны в преодолении стресса те, кто, руководствуясь логикой, стремятся к устранению стрессоров, на которые можно влиять, и к уменьшению стрессовых реакций на стрессоры, которые не поддаются влиянию. Проблемы стресса наиболее характерны для тех, кто истощает себя в борьбе со стрессорами, которые не могут быть устранены, а также для тех, кто не использует возможности для преодоления стрессоров, на которые можно влиять». А. Александров.

*****

Как мы видим, не только наши внутренние убеждения способны помочь в борьбе со стрессовыми ситуациями.

Обычно же мы слышим – измени свое отношение к ситуации. Да, безусловно, это важно, но как показано выше существует еще ряд стратегий по снижению влияния стресса.

Пожалуй, я не буду больше перегружать читателей информацией. Сказано итак достаточно, чтобы уловить суть Логики стресса.

Уверен, что информация оказалась полезной. По крайней мере для того чтобы появилось желание разобраться более подробно.

Надеюсь на Ваши комментарии.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

4 комментария к записи “Логика стресса. ч.2. Структура стресса”

  1. Артур:

    Полезная статья. Спасибо!

  2. Виталий:

    Очень интересна тема стресса. Могли бы вы поделиться полным списком литературы, который считайте полезной? Расскажите пожалуйста как вы находите литературу по нужной вам теме? Т.е. как понимаете какие книги нужно читать?

    Вот в этой статье вы привели 2 книги:

    1. Артур Александров. «Аутотренинг». Питер. 2013 г.

    2. Кларк Линн. «SOS. Обуздай свои эмоции». Астрель. 2007 г

    Как вы поняли, что нужно читать их?

    • Николай Медведев:

      Спасибо Виталий за комментарий!

      Полный список я планирую разместить в будущей книге.

      Как нахожу нужные книги ( в общих чертах):

      1. Есть цель — разобраться в какой-то теме.

      2. Собираю всю имеющуюся литературу. Для этого выделяю ключевые слова и нахожу подходящие названия. Есть также уже авторитетные авторы по этой теме — их тоже в список. Прохожусь по торрентам с ключевыми словами — добавляю в список. В поисковиках — «лучшие книги по теме».

      Затем из библиографии в книгах. и тд.

      Затем использую синоптическое чтение. Просмотровое. Выделяю важные моменты в каждой книге — составляю для себя каталог и темы.

      Указанные книги: Артур Александров. «Аутотренинг». и Кларк Линн. «SOS. Обуздай свои эмоции» выделены в процессе первого просмотрового чтения. Сразу я вряд ли остановился на них не имея общей картины. Так вот из этой общей картины я уже выделил — что предложенные схемы в этих книгах — отличаются от других и более логичны.

      Когда темы определены изучаю более детально выбранные книги. Сопоставляю разные мнения. Выделяю по крупицам информацию для получения более системной картины.

      Это исследование, поэтому — процесс достаточно долгий, но интересный.