
Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Тема сегодняшней статьи предложена читательницей.
«Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» неэффективно (помню из своего детства). Возможно, у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях». (Галина)
Как видно из запроса – есть две проблемы:
1. Отучить ребенка от компьютера/гаджетов.
2. Приобщить к чтению.
Вот об этом наш сегодняшний разговор.
Но начну с небольшого, казалось бы, не связанного с темой сообщения.
*****
Недавно немецкие ученые провели исследование с целью выяснить, сколько времени человек может провести, не хватаясь за мобильный телефон.
Оказалось, что мужчины сдались уже на 21 секунде, женщины несколько дольше — 57 секунд. Именно спустя такой промежуток времени они начинали изучать содержимое социальных сетей.
*****
Вот такая зависимость даже у взрослых. Что говорить о наших детях, для которых компьютерные игры и общение в соц. сетях, sms и тд (у более старших) – это не просто привычка, а уже образ жизни.
Какие уж тут книги. Это же и долго и скучно.
Но все же, есть ли решение у этой задачи ? Думаю, что есть.
Для поиска ответа я провел небольшое исследование самых различных источников из Интернета, книг, добавил собственный опыт, структурировал информацию и сделал некоторые выводы. Результат – ниже.
*****
Компьютерная зависимость
Лишь вкратце затрону вопрос компьютерной зависимости. Проблема на самом деле решается просто.
1. Решение в личном примере. Любые воспитательные беседы не будут иметь смысла, если родители сами компьютерно-зависимые и «зависают» в Интернете часами.
Хотите «посидеть в соц. сетях», поиграть в игрушку, выложить фото – делайте это тогда, когда ребенок уже спит.
2. Делайте все, чтобы на компьютер не оставалось времени.
3. На компьютере можно разрешить – изучать, например фотошоп, рисовать, включать видео-уроки. В общем – полезное- познавательное.
4. Найдите реальную замену компьютерному времяпровождению. Покажите занятия, которые будут более захватывающими, чем компьютерные игры.
Покажите ребенку, что жизнь прекрасна и без компьютера.
Живите сами реальной, а не виртуальной жизнью. Ребенок учится на примерах. Покажите этот пример.
Больше не хотел бы останавливаться на этом вопросе, поскольку считаю, что эта проблема больше создана нами самими.
Действительно многим более предпочтительно занять ребенка компьютером, освободив тем самым для себя свободное время. И только правильно расставив приоритеты, эту проблему можно решить.
Воспитание ребенка на первом месте, раз уж решили стать родителями. А лучшее воспитание – это, прежде всего собственный пример.
Но, вернемся к задаче приобщения ребенка к чтению. Она более сложная.
Основные понятия
Первое с чего следует начать, это с понятий.
Договоримся о понятии — Книга.
Есть различные источники передачи текстовой информации – бумажная книга, электронная книга (читалка), Интернет, планшет, айфон.
Несмотря на нашу компьютерную эпоху, книгой предлагаю считать ее бумажный вариант.
Возможности электронной книги, в которой могут содержаться тысячи произведений, — это для следующих этапов развития ребенка и взрослого, в том числе.
Попробуйте рассказать ребенку – какие интересные книги в этой читалке, как их много и тд и тп. Думаю, ни к чему хорошему это не приведет. Для ребенка – это черный ящик, не эмоциональный, не создающий радости от перелистывания страниц, без красочных картинок, без тактильных ощущений.
Недаром одна из рекомендаций звучит так: выбирайте качественные, красочные книги. Яркие, красивые, воспитывающие вкус. Пусть лучше 5 таких книг, чем 40 низкопробных. Дети, которые читают книги с безвкусными, аляпистыми иллюстрациями, вырастают во взрослых с соответствующей эстетикой.
Думаю, что в этом что-то есть.
***
Общение с книгой – это индивидуальный процесс - Я и Книга. Общение с другой книгой — это уже другие эмоции. Книги — это друзья, и каждая – это особый друг.
Общение с электронной – это не общение, это потребление информации.
Поэтому, мое мнение – хотите привить любовь ребенка к книге – рассматривайте книгу в ее «правильном» варианте – бумажном. Не буду навязывать, что это единственный вариант, но мое мнение, начать следует с книги бумажной.
В случае, если все же ну никак не получается с бумажной книгой, то возможно использовать – аудиокниги, пусть даже электронную «читалку». Но это как исключение.
Возможно, кто-то возразит, какая разница – ведь результат один и тот же. Боюсь, что – это будет чисто технический результат. Отношение же к книге, любовь к книге и к чтению – это более качественный результат. И лучше если именно от бумажной книги перейти к чтению в других форматах.
Итак, первый термин: книга – это бумажная книга. Именно, в этом смысле и будет далее употребляться слово — книга.
Кстати, есть исследования, что чтение в электронном варианте задействует другие области мозга. Но это отдельная тема.
Самое важное
Исключаем слово – заставить ребенка читать.
Приучить, привить любовь к чтению книг – уже лучше. Но еще лучше – создать атмосферу для чтения.
Т.е. выбираем стратегическую линию – создание атмосферы.
Создать правильную атмосферу и привить интерес к чтению – это основа для формирования любви к чтению.
С чего начинается создание такой атмосферы?
Есть лишь два стратегических принципа, все остальное — это тактика.
1. В доме должны быть книги.
2. Личный пример.
Рассмотрим более подробно каждый из них.
В доме должны быть книги
Дайте ребенку материал для приобщения к чтению — книгу. Вряд ли ребенок полюбит чтение, если в доме не будет книг.
Если в доме лишь несколько глянцевых журналов и интернет – где он увидит пример?
Ребенок должен видеть книги с самого рождения. Книга – как объект в его жизни. Наряду с игрушками, пеленками, кроватками и тд.
Он может играть с ними, он привыкает к ним. А когда вы берете книгу и начинаете читать, он понимает, что в этой «игрушке» – содержится что-то интересное.
Важно также формировать и любовь к самой книге, без этого не будет любви к чтению. Не разрешайте ребенку рвать странички, рисовать в книге. Научите его с уважением относиться к книге и бережно обращаться с ней.
Покупайте книги ребенку. Пусть формируется детская библиотека. Сейчас столько интересных, красочных детских книг.
***
Приведу результаты опроса Левада-центра.
62 % не покупают книг, — но так хотят чтобы их дети читали. Парадокс.
Чтение как часть повседневной жизни
Сделайте чтение частью повседневной жизни ребенка. И вашей жизни тоже.
Читайте ребенку перед сном, находите время для регулярного чтения и в другое время. На время чтения выключайте все отвлекающие приборы (телевизор, радио и другие источники звука).
Важным является – регулярность. Пусть понемногу, но каждый день, чтобы ребенок быстро привык к этому процессу. Даже по 10-15 минут, но регулярно. Малыш будет считать, что чтение — это неотъемлемая часть жизни, тем более что, так оно и есть.
*****
Я уже писал ранее, что вся наша жизнь упорядочивается постоянными событиями (начиная с чистки зубов и заканчивая также чисткой зубов перед сном). Это некий утренний и вечерний ритуал.
Сделайте и чтение перед сном – таким же ритуалом.
Чтение сказок на ночь – это хороший вариант, чтобы ребенок лучше засыпал. Лучше всего читать спокойные истории и такие сказки, которые не смогут взволновать малыша. Читайте тихим, приглушенным голосом, и тогда вы создадите важный ритуал на ночь, объединяющий вас и ребенка.
Личный пример
Читающие дети чаще всего вырастают у читающих родителей.
Создайте атмосферу любви к книгам в Вашем доме — когда все читают в семье. Ребенок думает, что именно так устроен мир – мир в котором все читают. Что это нормальное – каждый день брать книгу и читать.
Обычно дети копируют поведения взрослых.
Если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать.
Если же вы никогда не берете книгу в руки, то не удивляйтесь, что и ребенок будет проявлять к книге все меньше и меньше интереса. Ведь если чтение не привлекает вас, как оно может привлечь ваших детей?
Вы можете своим отношением к книге дать понять ребенку, что чтение важно для каждого человека.
Поэтому прежде чем ругать ребенка за отсутствие любознательности, задумайтесь – как часто вы сами читаете книги, чем занимаетесь в свободное время.
Скажите что у Вас нет времени, слишком много дел. Но и у ребенка дел не меньше – игры, общение, рисование, телевизор. По идее – ему также сложно найти время для чтения.
Ваша задача – поднять чтение в списке приоритетов по возможности выше.
***
Конечно, не всегда личный пример сработает, — есть масса других факторов. Это как в логике: необходимое, но недостаточное условие решения задачи. Но все же делаю акцент на слове - необходимое.
Итак, собственный пример, а телевизор, планшет, компьютер подальше!
Обеспечив выполнение этих двух важных принципов – книги в доме и личный пример, перейдем к тактическим приемам формирования интереса к чтению.
Прислушивайтесь к интересам ребенка
Для каждого возраста существуют свои книги. Старайтесь подбирать книги соответствующие возрасту ребенка.
Самый верный способ погасить интерес к чтению — это предложить маленькому ребенку книги, которые он пока не может понять, равно как и более старшему ребенку давать читать книги для маленьких.
Бывает и так, — вы считаете, что вроде бы и книга, подходящая для данного возраста, но ребенок не проявляет к ней интереса.
Почему?
Потому что на самом деле его занимают совсем другие вещи. Ребенок может быть равнодушен к сказкам, но его интересуют животные. Вот о динозаврах он бы мог читать запоем.
Читать только то, что нравится читать, именно с этого стоит начать.
Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка: феи, принцессы, лошади, динозавры, автомобили, гонки итд. Книги по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся.
Лучше чтобы книжки была с интересными и красочными картинками для маленьких читателей.
Маленькому ребенку очень сложно бывает представить те или иные события, а картинки сами дополняют рассказ или сказку. Показывайте на картинках те действия, о которых вы только что прочитали, обсуждайте с ним прочитанное.
Для более старших становятся интересны книги о сверстниках. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность.
Если вы будете выбирать книги не по возрасту и не по интересам – ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением.
У него должно закрепиться ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций, так будет легче перейти к чтению и художественной литературы.
***
Многие родители считают, что если научили ребенка читать самостоятельно в раннем возрасте, то уже тем самым они привили ему интерес к книгам. Но это не так.
В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Когда же книгу им читают взрослые, дети сосредотачиваются не на сложение буков в слова, а полностью погружаются в мир книжной фантазии. Так что не спешите с обучением ребенка чтению, пусть он немного пофантазирует.
Ловите его интерес
Важно ловить интерес ребенка и предлагать именно то, что его интересует.
Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, несмотря на то, что вам так они нравились.
Поэтому, если сын без ума от компьютеров? Купите книги, в которых описывается история возникновения и развития персональных компьютеров. Ваша дочь любит танцевать? Выберите для нее книгу о знаменитых танцовщицах.
Иногда родители раздражаются, что дети не ценят тех книг, что они ценили сами: «Давай почитаем „Хозяйку медной горы“, — это очень интересная сказка. Как это ты не хочешь?!» Не стоит настаивать. Вы и ребенок – два абсолютно разных человека. То, что нравилось вам, может не понравиться вашему малышу.
Об обязательных списках
Обязательные списки в школе иногда пугают и детей и родителей. А чтение превращается в наказание. Но есть положительный пример, когда школьная учительница составила список индивидуальный – для каждого учащегося. Это уже была не обязаловка, а дружеский совет учительницы, не воспользоваться которым было невозможно. Многие ученики именно тогда почувствовали тягу к чтению. К чтению без принуждения, а исходя из личных предпочтений.
Экспериментируйте с жанрами
Если у вашего ребёнка ещё нет любимого жанра, продолжайте поиски вместе с ребёнком. Читайте вместе с вашим малышом всё, написанное для детей, и скоро вы поймете его предпочтения.
Вносите разнообразие — читайте детям: сказки, стихи, приключения, детские детективы, фэнтези, исторические книги, о природе, о животных и т.д. Разные жанры не наскучат ребенку, которому важно разнообразие.
Расширяйте кругозор ребенка и не торопитесь. Пусть чтение станет увлекательным для него.
Можно начать с тематических журналов
Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов.
Покупайте или подпишитесь на детские журналы. Позвольте ребёнку самому выбрать себе журнал, Это должен быть литературно-художественный журнал для детей – например, «Мурзилка», «Весёлые картинки». Или познавательные журналы о природе, путешествиях – «Геолёнок», «Тошка» и т.д.
Если вы подчеркнете, что журнал выписан именно ему – т.е. именно для него индивидуальная подписка, то это придаст и значимость и внимание ребенка к журналу.
Купите занимательные энциклопедии
Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Но убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки, обсуждения.
Сколько читать
Лучше прочесть небольшую сказку, которую малыш слушает с удовольствием, чем против его желания читать длинную и интересную с вашей точки зрения книгу.
Время чтения увеличивайте постепенно, обращая внимание на степень заинтересованности ребенка. Не старайтесь прочитать всю книгу целиком за раз. Пусть ребенок с нетерпением ждет следующего дня, чтобы узнать окончание истории. Это побудит его взять книгу, когда вы заняты выполнением домашних дел и, начать читать самостоятельно.
Интересную книгу дети обычно с интересом и слушают. И ждут следующего вечера, чтобы узнать продолжение. Через какое-то время ребенок, не дожидаясь вас, сам может взять в руки книгу и начать читать.
Не всегда нужно читать текст на странице. Можно просто поговорить о картинках, которые находятся на странице. Или разобрать один крошечный фрагмент картинки, который может ненадолго увлечь и развеселить ребенка, не способного сидеть очень долго на одном месте.
Ребенка можно заинтересовать чтением
Акцент на слове - можно.
1. Сумейте разбудить интерес ребенка к главным персонажам книги.
После прочтения книги побеседуйте по поводу героев и ситуаций. Что понравилось, что нет. Сделайте эти обсуждения традиционными.
Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В таком диалоге ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.
Такие обсуждения влияют на развитие мышления ребенка и приучают к чтению.
2. Обсуждайте книги прочитанные вами лично.
Обсуждайте книги, прочитанные вами в присутствии ребенка — рассказывайте другим членам семьи, что вы прочитали, что вам понравилось, что нет, показывайте эти книги ребенку.
Не думайте, что ребенок очень маленький и ничего не понимает. Это не так, ребенок, как губка, впитывает все впечатления, различные эмоции, и если он будет чувствовать, что родители обсуждают различные книги, смеются над чем-то радостным в них или рассказывают о тех проблемах, которые поднимаются в книгах, ребенок будет с интересом наблюдать за этим процессом и также интересоваться книгами.
2. Покупайте энциклопедии и книги по интересам.
У ребенка появится возможность поделиться интересной информацией с друзьями и одноклассниками. Это поднимет его авторитет в глазах друзей и учителей. Появится стимул к дальнейшему познанию.
3. Читайте вслух, когда ребенок рядом.
Даже если он не проявляет желания слушать, а занимается своими делами.
Можно сказать, что это вы читаете для себя самой или для другого члена семьи. Через какое-то время ребенка может заинтересовать – что же там такое интересное рассказывает мама. Он подойдет – посмотрит картинки, затем может попросить почитать и ему.
4. Ищите ответы на вопросы в книгах.
У ребенка возникают миллионы вопросов, — «что это, зачем это, почему так, что означает». Не стоит пытаться объяснить все самому, но и уходить от ответов не стоит.
Попытайтесь найти часть ответов в книгах. Вместе с ребенком — «Давай вместе поищем ответ в этой книге».
При этом не стоит идти по простому пути – искать ответы в Интернете. Ведь ваша задача – приучить ребенка к чтению книг. А все ответы можно найти и в книгах.
Создавайте ситуацию поиска, ситуацию интереса, когда он сам бы потянулся книге в поисках ответов.
5. Заинтересуйте ребенка началом сюжета книги.
Учитесь заинтересовывать ребенка книгой — интересно рассказывайте о начале сюжета, чтобы у ребенка возник интерес, а что дальше? Атмосфера тайны может заинтересовать ребенка. Хорошо читать книги с продолжением, чтобы было интересно узнавать о продолжении событий.
6. Не заставляйте дочитывать неинтересную книгу.
Никогда не заставляйте дочитывать книгу над которой ребенок скучает. Возможно, он еще не все понимает в книге.
Но вы можете заинтересовать рассказав интересные истории из книги и зафиксировать возникший интерес. Возможно это позволит ее дочитать, но уже с новым подходом.
7. Заинтересуйте ребенка историей книги.
Если у вас есть книга, которую вам читали ваши родители или бабушка с дедушкой, обязательно найдите ее и покажите ребенку, ему будет очень интересно, что этой книге — столько лет и ее читали его мама или папа.
Собирайте свою домашнюю библиотеку. Книги, которые прошли проверку временем и считаются вашей семейной реликвией, вызовут у ребенка интерес. Часто толчком для чтения может стать рассказ о том, как книга оказалась в вашей библиотеке.
***
Представляйте ребенку чтение как нечто увлекательное: «Вот сейчас мы поужинаем, помоем посуду и сядем с тобой читать. Интересно, что дальше произошло с Дюймовочкой?». Если обещали ребенку почитать, обязательно выберите для этого время и больше ни на что не отвлекайтесь. Пусть он поймет, что это важно и интересно.
Применяйте различные хитрости для пробуждения желания к чтению. Например, посмотрите мультфильм и предложите малышу почитать сказку, по мотивам которой он снят. Читайте интересные книжки по ролям, превратив это занятие в увлекательную игру.
Психологический прием «неоконченного действия»
Это прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать.
Читая вслух, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, вам необходимо уйти под предлогом срочных дел: (нужно позвонить на работу, развесить белье, выключить кипящий суп) и оставьте ребенка наедине с книгой…
Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, и читать самому стоит научиться.
Но это сработает только в том случае, если книга по-настоящему интересна вашему малышу. Поэтому выбирайте те истории, которые кажутся ему захватывающими, а не те, которые вы считаете полезными и обязательными к прочтению.
Если же ребенок еще не умеет читать, то этот прием также можно использовать. Не читать сказку целиком, а остановиться на захватывающем моменте, чтобы продолжить чтение потом. У ребенка сохранится интерес, и он с нетерпением будет ожидать следующего вечера.
Эффективен и такой прием: вы читаете фрагмент из книги, выхватываете интересный момент и просите его самому домыслить действие. Так ребенок сам становится автором, у него появляется уверенность, а вместе с тем и чувство ответственности за сказанное — еще бы, ведь именно ему предстоит завершить эпизод.
А вот сомнительный метод «прочтешь пять страниц — получишь шоколадку» на деле не работает. Скорее, наоборот: заставляя читать определенное количество страниц в день, мы формируем у ребенка негативное отношение к чтению. Стоит избегать и высказываний типа: «Получил двойку? Тогда вместо прогулки сиди и читай!» Таким способом очень трудно формировать положительное отношение к чтению.
Посещайте вместе Книжный магазин
Ходите вместе в книжный магазин. Лучше тогда, когда там немного народа.
Предложите ребенку выбрать интересную для него книгу. Если выбранная книга почему-то вас не устроит, найдите компромисс: эту книгу ты сам будешь читать, а вместе мы почитаем – вот эту.
Старайтесь преподносить каждую предлагаемую книгу как загадку, сюрприз. Можно прочитать анонс или рассказать о своих впечатлениях от книги.
Посещайте вместе библиотеки
Преимущество библиотеки перед книжным магазином в том, что работники лучше и быстрее смогут подобрать несколько вариантов для вашего ребёнка, задав ему наводящие вопросы, и ориентируясь на отзывы юных читателей.
Кроме того в библиотеке особая атмосфера вежливого, культурного поведения, приобщение к которому никогда не лишнее. В магазине продавец не всегда знает содержание всего ассортимента книг, да и цели магазина несколько другие.
Читающие друзья
Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
Спросите у друзей вашего ребенка, что они читают. Мнение друзей иногда значат больше, чем советы родителей.
Но не стоит упрекать, сравнивать или приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать эти примеры.
*****
На этом я закончу. Вы можете выбрать подходящую для вас стратегию и тактику. Получив общий план ваших действий, вы сможете расширить знания, получив дополнительную информацию из того же Интернета.
Надеюсь, что эти советы помогут сформировать такую атмосферу, при которой процесс чтения станет увлекательным для вашего ребенка. А о пользе чтения вы и сами знаете, не хуже меня.
Успехов Вам и Вашему ребенку на пути в МИР КНИГ!
***
Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.
Если статья понравилась, нажмите пожалуйста, кнопку соц. сетей.
С уважением, Медведев Николай.
У меня трехлетний сын. Стараюсь читать ему каждый день. Лучше меньше книг, но хороших по качеству — полностью согласен с этим советом. Стараюсь не покупать дешевых книжек с компьютерными иллюстрациями. Покупаю точечно: «Баллада о маленьком буксире», Ричард Скарри, «Вежливый слон» и т.п. Придерживаюсь правила: одна новая книга на несколько недель. Дело в том, что один и тот же текст нужно читать ребенку несколько десятков или даже сотен раз. Он должен выучить текст НАИЗУСТЬ. Бывает, что мне уже надоела сказка, а сын просит: «Папа, почитай еще раз», т.е. ему не надоедает. Если новых книг много, то такого эффекта не будет, а будет желание прыгать от одного произведения к другому.
Спасибо Михаил за Ваше дополнение.
Я хочу обратить внимание, что именно в возрасте до 4 лет у ребенка еще целостное восприятие. К семи годам он становится обычным человеком с последовательным восприятием, если специально с ним не заниматься.
Именно в ранний период ребенку нужно дать информацию, которая будет формировать подсознательно будущую картину мира.
Желательно в этот период знакомить его с прекрасными произведениями, музыкой, живописью ... даже если он еще не понимает. Пусть это будет классическая музыка, красивые картины — даже без объяснений — просто он это видит и слышит. Так у него закладывается понятия красоты, гармонии.
Поэтому я за разнообразие, в том числе и книг.
С уважением, Медведев Николай.