CqQRcNeHAv

Как понимать музыку

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Сегодняшняя тема, может напрямую и не связана с темой Внимания, но это, лишь на первый взгляд.

Музыка наиболее часто завладевает нашим вниманием. Одних только музыкальных каналов на телевидении – десятки, добавим радио, интернет, гаджеты и тп.

Мы привыкли к музыке. Но как мы обычно оцениваем музыку – нравится не нравится. Обычное, стандартное заключение. Ведь все вокруг должно нас радовать и развлекать. Общество потребления, одним словом – а мы его жители.  Так и живем.

 

А можно ли по-другому взглянуть на музыку?

Не с позиции нравится — не нравится. А попытаться понять – в чем ее смысл, в чем ее влияние, которое мы можем не замечать, но оно присутствует.

Разовьем нашу наблюдательность в отношении музыки. А для этого создадим некоторую базу, фундамент, без которого изучение музыки будет не системным.

Язык музыки

Музыка — универсальный язык человечества. Лонгфелло Г.

Кто же говорит с нами на этом языке?

Как мы узнаем- что язык понят?

По сути те же вопросы, которые можно отнести и к пониманию текста, о чем мы уже говорили не раз. Но музыка это нечто другое, чем просто текст.

И. Гете сказал «Величие искусства яснее всего проявляется в музыке». И это верно, поскольку, то что Поэзии бывает сложно выразить словами, выражается в музыке.

Музыка — это вибрации. А вибрации воздействуют независимо от нашего восприятия. Ведь текст мы сами складываем в смысл. Музыка же охватывает нас своим звуком, вибрациями независимо от нас.

Любое место на Земле имеет свой голос. И человек чувствует это через ощущение атмосферы различных мест. Хазрат Инайят Хан в своей книге «Мистицизм звука» пишет, что голос, однажды произнесенный может звучать в этом месте тысячи лет, другой голос – несколько месяцев, третий- мгновения.

Музыка привлекает нас и доставляет удовольствие, потому что она соответствует ритму и тону, которые поддерживают целостность нашего существа.

Музыка природы вызывает в нас чувство возвышенного. Именно поэтому мы наслаждаемся природой. Правда если мы открыты и созерцая ее становимся едины с ней. «Побыть одно мгновение в сонастроенности с природой, с открытым сердцем, стоит целой жизни», — пишет Хазрат Инайят Хан.

Способны ли мы еще слышать музыку природы? Во время прогулки в лесу или в парке, наблюдая за бегущим ручьем, слушая шелест листьев и трепетание ветвей.

Способны ли мы воспринимать музыку не только, как источник развлечения, времяпровождения?

В книге «Мистицизм звука» автор описывает пять различных аспектов искусства музыки:

популярный — то, что вызывает движение тела,
технический — то, что удовлетворяет интеллект,
артистический – то, что имеет красоту и изящество,
взывающий –то, что задевает сердце,
возвышающий – то, что задевает душу.

Думаю, что сегодняшний мир остановился на первом аспекте.

Правда иногда люди посещают концерты конкретных исполнителей, — это второй аспект, но движущим мотивом здесь является мастерство исполнения, музыка – на втором плане.

Кто-то ценит красоту и артистичность — третий аспект, музыка опять за кадром.
Фабрики по производству талантов и артистическое шоу. Музыка стала коммерческой  и музыканты учитывают лишь то, что порадует аудиторию.

В старые времена делались попытки предохранить искусство музыки от коммерциализации. Музыкантам платили фиксированную небольшую сумму, удовлетворяющую их основные потребности. Музыканты чувствовали, что их окружение должно быть гармоничным и красивым. Так рождалась Великая музыка.

******
Чтобы приблизиться к пониманию музыки предлагаю уйти от традиционных советов – больше слушайте и постепенно осознаете и поймете. Предлагаются даже целые программы — что слушать.

Я же предлагаю, немного отвлечься непосредственно от музыкальных произведений и поразмышлять. В качестве источников размышления предлагая две книги:

  1. Николаус Арнонкур «Магия языком звуков. Путь к новому понимаю музыки».
  2. Кирилл Скотт «Музыка и ее тайное влияние в течении веков».

Новое понимание музыки

«Кругом звучит значительно больше музыки, чем прежде, но теперь она не имеет для нас былого значения, оставаясь разве что «милым украшением», — пишет Н. Арнонкур.

«Милое украшение», — и как украшение она должна быть прежде всего красивой. Т.е. не должна беспокоить или ужасать. Мы отворачиваемся от современного искусства, поскольку оно беспокоит нас. И стремимся к старинной музыке, постольку находим в ней и красоту и гармонию.

Но… музыка — это отображение современного духа. И если современная музыка тревожит, значит таково современное состояние духа.

Поняв это, возможно появятся выводы, побуждающие к изменениям в нашей жизни. Ведь раньше музыка была одной из основ нашей культуры и жизни. Сделав музыку лишь «милым украшением», чисто эстетического порядка, мы ищем красоту у предыдущих поколений, не пытаясь разобраться с нынешним, через музыку.

Но не поняв связь музыки с эпохой, мы не поймем и старинную музыку. Да мы найдем в ней и красоту и гармонию, но только поняв связь ее с эпохой, мы будем лучше понимать и современную музыку.

И как пишет Николас Арнонкур — «музыка неминуемо есть отражение настоящего; итак, если хотим изменить музыку, прежде всего следует изменить настоящее. Это не кризис музыки, а отражение в ней кризиса нашего времени».

«Музыка прежнего времени обращалась прежде всего к «просвещенным» людям или к тем, кто знал ее язык. Затем музыка стала обращаться ко всем: если слушатель не разбирался в музыке, то надо устранить из ее языка все то, что требовало понимания. Композиторы должны были писать музыку, напрямую обращаясь к чувствам простейшими и наиболее доступными средствами. (философия говорит так: если искусство лишь нравится – это означает, что оно предлагается уже только невеждам». Вот так пишет Н. Арнонкур (австрийский дирижёр и хормейстер, виолончелист, музыкальный писатель).

Думаю, что чтение этой книги позволит по новому взглянуть на музыку. Даст импульс разобраться в чем же ее особенность. Почему классическая музыка так воздействует на наши чувства, почему современная тяжело воспринимается (имеется в виду не популярная музыка).

Почему даже в рекомендациях  советуют начинать с музыки более ранних периодов. Хотя казалось бы именно современная музыка должна быть нам ближе. Но по мнению Арнанкура, современная музыка для нас дисгармонична, и мы убегаем от нее в прошлое. В прошлое — где было больше гармонии, но не в музыке, а в духе времени. Музыка лишь отражала этот дух.

Влияние музыки

О влиянии музыки на общество узнаем из книги Кирилла Скотта «Музыка и ее тайное влияние в течении веков».
Приведу несколько цитат из книги, на которые ссылается автор.

«Музыкальное образование, — пишет Платон - как и всё другое, есть инструмент воздействия, потому что ритм и гармония находят свой путь в потаенные уголки души, мощно ими овладевают, придают им привлекательность, и душа того, кто действительно образован становится красивой».

Это мнение разделял и Аристотель, когда писал: «Эмоции всех видов вызываются мелодией и ритмом. Отсюда человек через музыку привыкает воспринимать настоящие эмоции. Следовательно, музыка имеет силу для образования характера. Различные формы музыки, которые основываются на различном строе звуков, могут быть разными по своему воздействию на характер. Одна, например, действенна в направлении меланхолии, другая служит смягчению, одна способствует растерянности, другая — овладению собой, третья — восхищению, и так идет далее по всему роду звуков». Следовательно, по закону соответствий, определенный характер музыки вызывает в нас и соответствующее настроение.

Автор книги намерен доказать, что каждый специфический вид музыки производил четкое влияние на историю, этику и культуру.

Приводятся примеры влияния музыки различных Великих композиторов: Гендель, Бах, Шопен, Мендельсон, Шуман, Вагнер, Штраус.

Я же остановлюсь в качестве примера — на Генделе.

Георг Фридрих Гендель — немецкий и английский композитор эпохи барокко (1685 -1759 гг).

 

 

С 1712 года Гендель живет и творит в Англии, поэтому характерные черты Викторианской эпохи будут объяснены в дальнейшем воздействием его музыки.

Викторианская эпоха (1837—1901 гг) — период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии.

Эта эпоха, как мы знаем, характеризуется высокими нормами морали. Это строгий кодекс поведения, нетерпимость к его нарушениям.

Возвышенная форма музыки Генделя повлияла на изменение морали от одной крайности к другой: от свободных нравов к чрезмерным ограничениям. И основное воздействие этой музыки распространилось лишь тогда, когда Викторианская эпоха уже давно началась.

«Воздействия музыки Генделя, проявляются в пробуждении почтительности, благоговения и глубокого уважения со всеми сопровождающими их явлениями и следствиями. Именно Гендель способствовал тому, что Викторианская эпоха находилась в такого рода условностях, а многие люди того времени были жеманны, формальны, высокомерны. Эти несовершенные стороны человеческих качеств должны рассматриваться, как следствия влияния музыки Генделя на определенные характеры» — пишет Кирилл Скотт в своей книге «Музыка и ее тайное влияние в течении веков».

Послушав музыку Генделя, действительно становится понятно, что ее возвышенность может повлиять на мораль.
О влиянии музыки писал и китайский философ Сюнь цзы, живший еще в III веке до н.э.

«Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи».

О том какое влияние оказали другие композиторы, перечисленные выше, вы узнаете из этой книги. Думаю, что это интересная информация.

*****
Познакомившись с указанными книгами, я надеюсь, что ваше отношение к музыке немного изменится. И ваше понимание музыки перейдет на другой уровень.

А если соотнести это с нашей основной темой – Внимание, то мы повысим и наблюдательность. Поскольку теперь нам известны аспекты музыки, на которые можно будет направить наше внимание.

А возможно, что интерес, который вызовет эта новая информация побудит вас к изучению и других книг о музыке, чтобы лучше узнать ее язык.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.