CqQRcNeHAv

Как изучать новый материал

Абсолютно новый материал, как правило, встречается очень редко. Мы что-то уже знаем и что-то слышали.
Хочу предложить метод, который можно назвать «выращивание дерева» (информационного дерева).

Что такое информационное дерево – это система знаний, фактов и связей между ними, касающихся конкретной области (более подробно в книге Джелали А.В. Секреты Наполеона. Как развить свои способности).

 

 

дерево мощное

 

Мы можем говорить о разветвленном, мощном дереве, в том случае, когда владеем знаниями о каком либо предмете. Новая информация, относительно этого предмета очень легко присоединяется к такому дереву, находя нужную ветвь.

 

 

 

дерево слабоеЕсли же информационное дерево слабое, т.е. мы мало знаем о предмете, то такое дерево                способно присоединить лишь малое количество новой информации.

Необходимо нарастить такое дерево множеством ветвей (под ветвями можно понимать некие классификации).

Есть важный мнемонический закон «Если некий факт не соотнесен со структурой, то он быстро забывается» Дж. Брунер.

 

 

Поэтому если информация новая, она не принимается мозгом и не запоминается, а обучение вначале идет очень медленно. Важно не прекратить изучение на этом этапе под влиянием разочарования и ощущения своей тупости.

Важно начать выращивать «информационное дерево» чтобы оно превратилось в мощное дерево с множеством ветвей. Тогда уже не придется прикладывать большие усилия, новая информация будет встраиваться в уже существующие ветви или создавать новые ветви и листочки.

Именно по причине мощных информационных деревьев мы с легкостью запоминаем и вспоминаем информацию, относящуюся к сфере наших интересов, например это спортивные болельщики или автолюбители, которые могут рассказывать о предмете их интересов во всех деталях и подробностях.

Первый шаг

Изучая новый материал, на первом этапе нужно сформировать росток этого деревца, пусть и слабый, — на основе уже имеющейся ранее информации об этом предмете. Пытаемся составить список тех сведений, который известен.

Второй шаг
Желательно, как-то связать эти сведения воедино в графической или иной форме.

Третий шаг
Если новые знания содержат незнакомые термины, лучше разобраться с ними вначале, иначе изучение дальше не пойдет. Используем справочники и словари.

Первые три шага закладывают основу для дальнейшей более продуктивной работы. Обычно мы этого не делаем и основная причина — в незнании подобных методик.

Четвертый шаг.
Просматриваем намеченный для изучения материал. Как пишет автор, указанной выше книги, — в это время «вникать в детали, доказательства и т.п. не только не нужно, но и вредно». Важно уяснить основные мысли, идеи, факты и занести их по памяти в графический план-конспект, связав новую информацию со старой.

Пятый шаг
Тщательно изучаем детали и мысленно соотносим их с элементами плана. Лучше всего нарисовать по памяти в уже имеющемся плане- конспекте.

Шестой шаг
Воспроизводим изучаемый материал с прорисовкой деталей.

*****
Если изучаемая тема носит важный, долгосрочный характер, например ваша цель – стать экспертом в этом вопросе, то потребуется дальнейшая систематизация сведений по данной теме.

Для этого необходимо всю информацию каким-то образом классифицировать, разбив на несколько классов и присвоив им названия. В созданную таким образом систему, вся последующая поступающая информация будет четко укладываться на свои «ветви».

Потребуется несколько «прогонов» в памяти созданного информационного дерева, при необходимости создавая новые разделы (ветви). Эти разделы должны впоследствии вплывать мгновенно и без затруднений.

Добиваемся того, чтобы новая информация автоматически укладывалась в памяти в нужное место. Для этого потребуется не менее месяца.

В течении года следует контролировать работу системы, и по возможности чаще ее использовать, в этом случае обеспечивается быстрый рост информационного дерева, координируются процессы фиксации и вспоминания.

Я использую эту систему при изучении нового материала, например в моей классификации – это «Тема года» (описание темы в моей книге «Как прочесть все самое лучшее»).

А сам подход – выращивание информационного дерева я использую практически в работе с любой информацией.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

4 комментария к записи “Как изучать новый материал”

  1. […] Польза от предварительного просмотра текста состоит в и том, что подсознательно мы усваиваем то, что прочитали, пусть даже бегло.  Это создает некие внутренние связи (информационное дерево), о чем говорилось в статье «Как изучать новый материал». […]

  2. Светлана:

    Материал достойный,нужно дать о нем информацию на Всероссийский педсовет,учебные сайты для учащихся и родителей: немало школьников , страдающих от неумения работать с текстом. Спасибо.

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Светлана !

      Сейчас я готовлю небольшое пособие «5 стратегий чтения». Как работать с книгами разных типов и различными целями чтения.

      Думаю будет интересно и полезно. в том числе и для указанной Вами аудитории.

       

       

       

  3. […] — бессистемность нашего чтения. Читаем все подряд, что попадается, не преследуя определенной цели. «Чтобы быть в курсе», «чтобы получить удовольствие от чтения», «чтобы……». Новой информации просто не за что зацепиться, нет информационного дерева, о чем я писал здесь. […]