Я нисколько не сомневаюсь, что мои читатели это прекрасно знают. Но все же я предложу один из возможных вариантов изучения художественного произведения.
В качестве учебного материала, хочу предложить – классику, причем небольшого объема, чтобы каждый читатель смог быстро познакомиться с произведением.
Выберем классику общепризнанную, например комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Достойное произведение, вот на нем и отработаем процедуру чтения художественной литературы.
Это займет время, но думаю, что это будет полезно. Поскольку «глотания» книг ради галочки или только удовольствия маловато, хотелось бы чтобы что-то оставалось еще.
*****
Итак, начнем.
1. Наши текущие знания о произведении.
Мы все изучали это произведение в школе, поэтому попробуйте вспомнить — о чем оно.
Чем оно запомнилось Вам лично?
Попробуйте сформулировать эти знания об этой комедии и зафиксируйте их на бумаге.
Будем помнить что «мысль, не изложенная на бумаге – мыслью не является». Поэтому кратко, но письменно, пожалуйста.
Даже если ничего не вспомнилось, не страшно. Будем двигаться последовательно и это произведение станет одним из Ваших любимых.
Продолжим.
2. Общие сведения о произведении:
Название: «Горе от ума».
Автор: Александр Сергеевич Грибоедов.
Время написания: 1822 -1824 гг.
Жанр: комедия в стихах.
Форма: пьеса в 4-х действиях.
Действующие лица: Фамусов, Софья Павловна, Чацкий, Молчалин, Скалозуб, Лизанька и др.
Место действия: Москва.
Объем произведения: 112 стр в издании «Литературные памятники» (т.е. небольшое произведение).
Возможно, этих сведений будет достаточно для ЕГЭ, но мы пойдем чуть дальше.
*****
И первый шаг – «Первая ступень погружения» — фабульно — событийная.
Задача: понять сюжет и ничего не упустить.
Это будет сделать проще, если уложить события во временную схему – от начала до конца. А также отметить критические событийные точки, ведущие к кульминации и развязке.
Но не стоит пытаться слишком анализировать, ведь это все же художественное произведение, а оно должно нести человеку определенные эмоциональные переживания, будить воображение. Первое прочтение – это «стадия восторга» по определению В.Г. Белинского.
Поймите сначала произведение «сердцем», а уже затем будем учиться понимать его «умом».
После прочтения — попробуйте пересказать сюжет. Коротко самую суть.
Это будет первый уровень понимания, согласно 7-уровневой модели понимания в моей статье здесь.
*****
Следующие шаги рассмотрим в следующих статьях. Оставайтесь с нами, будет интересно.
А пока, напишите в комментариях – о Ваших первых результатах. Что удалось, какие вопросы возникли.
*****
PS: Сообщаю, что с этого месяца я подвожу итоги — Самый активный комментатор.
Самый активный комментатор апреля — Алексей. Он получает мою книгу "Как читать, чтобы понимать".
Алексей, поздравляю Вас!
С уважением, Медведев Николай.
Пересказывать сюжет рекомендуете тоже письменно?
Михаил !
Не обязательно, можно и вслух кому-то, кто не будет слишком критичным.
Это одновременно покажет навык выражать мысли вслух.
Важным здесь является — способность выразить словами прочитанное и Ваша первая интерпретация комедии. Этот вариант интерпретации в дальнейшем может измениться, как пример см. статью tehread.ru/individualnoe-prochtenie.html
Подскажите, если нужно учить экзамен — билеты. Это тоже можно применять или нужно немного по-другому?
Анастасия !
В своей серии статей я предложу технологию изучения художественного произведения, чтобы дойти до 7-го уровня понимания.
Конечно для экзамена нет необходимости столь досконального изучения.
Не знаю сегодняшних требований на экзамене. Но в любом случае будет полезным -прочесть с карандашом в руке и составить для себя краткий конспект: записать имена действующих лиц, ход событий, интересные фразы, в общем все что приходит в голову по мере чтения и вопросы, которые возникают по ходу чтения.
Также почитайте несколько критических статей к произведению, это позволит расширить понимание.
Посмотреть видеофильм по произведению тоже полезно, Интернет это позволяет.
Прочтите также информацию об авторе и историческом периоде, когда создавалось произведение.
Ну и в итоге сформулируйте собственное мнение о произведении.
Правда делать все это нужно в процессе обучения, а не за несколько дней до экзамена, когда времени на все не хватает. Быстро все вспомнить перед экзаменом поможет грамотно и заранее подготовленный конспект, в который занесены все вышеуказанные моменты.
[…] Продолжим тему «Как читать художественное произведение». […]
[…] Продолжаем тему «Как читать художественное произведение». Начало здесь. […]
[…] вот уже три статьи посвящены этому алгоритму. Как читать художественное произведение? Ошибки первого прочтения. «Как читать художественное […]
[…] Продолжим тему «Как читать художественное произведение». Начало здесь. […]
[…] Продолжим тему «Как читать художественное произведение». Начало здесь. […]
[…] В предыдущих статьях мы рассмотрели технологию чтениях художественной литературы. Начало здесь. […]
[…] Об этом алгоритме, — глубоком изучении произведения, — я писал в серии предыдущих статей на примере комедии Грибоедова «Горе от ума». Те читатели, которые осилили эти статьи, уверен, помнят и сюжет и детали и смыслы. Начало серии статей здесь. […]