Продолжим тему «Как читать художественное произведение». Начало здесь.
Прошло два месяца с того момента когда мы приступили к изучению технологии чтения художественного произведения.
Напомню, что в качестве примера для этого изучения была выбрана комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Вначале мы прочли комедию.
Вопрос к читателям: многое ли вы сможете сейчас вспомнить из прочитанного?
Видимо – в самом общем виде, без деталей. Но через какое-то время и это общее уже с трудом будет вспоминаться.
Подобное происходит с большинством из нас, и с любыми книгами. Будь-то художественные или деловые.
Книга для удовольствия – не спорю. Но, к сожалению, эта привычка распространяется и на другие книги, где необходимо помнить многое из прочитанного.
Да и художественную литературу читать, чтобы тут же забыть – о чем читал, видимо не очень рационально. Я имею в виду использование времени.
Возможно предлагаемая технология чтения покажется слишком сложной и громоздкой, но чтобы оценить ее полезность, думаю, стоит хотя бы раз пройтись по ней.
Итак, продолжим.
****
Аналитический этап. Мы уже знаем, что это за тип произведения – это комедия, это пьеса. Это был наш первый шаг.
Мы даже знаем, почему это комедия и в чем особенности пьесы. Об этом здесь.
Замечу, что я не пытаюсь дать свою интерпретацию комедии «Горе от ума», — не такой уж я литературовед. Но я хочу дать алгоритм (схему), используя которую читатель сможет глубоко изучить любое произведение. Именно изучить, а не прочитать, т.е. пройти до 7-го уровня понимания, согласно этой классификации — Что означает Понять прочитанное ?
А сделать это мы сможем, если сюжет и его детали нами запоминаются. Как это сделать – далее.
*****
Второй шаг – необходимо передать целостную суть книги в одном или нескольких предложениях.
Нам необходимо научиться воспринимать книгу в ее целостности. Только тогда мы сможем изложить ее суть в одном-двух предложениях. Нужно в максимально сжатом виде уметь рассказать – о чем повествует книга.
Как этот сделать?
Нужно познакомиться со всеми персонажами и прожить все его события. Нужно понять – как из разрозненных частей возникает нечто целое.
Для этого нужно понять структуру произведения – с чего начинается, как продолжается и чем заканчивается. Увидеть различные критические точки, которые ведут к кульминации, понять, где происходит эта самая кульминация и какова развязка.
Т.е. необходимо понять — в чем суть сюжета?
Сюжет (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино— ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра).
Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог.
Замечу сразу – на этом этапе мы еще не пытаемся интерпретировать содержание, это задача следующих этапов. Сейчас – именно сюжет, причем очень кратко.
Приведу пример из книги А. Адлера «Как читать великие книги».
«Аристотель в своей «Поэтике» … показывает, как всю «Одиссею» можно пересказать несколькими фразами.
Человек много лет не может попасть домой; под бдительным надзором Нептуна он остается в изгнании. Тем временем его дом находится в плачевном состоянии; враги пользуются его имуществом и строят козни против его сына. Наконец сквозь бури и штормы он прибывает на родину; заводит разные знакомства; собственноручно расправляется с врагами и избавляется от угрозы, одержав победу.
«Это, — говорит Аристотель, — суть сюжета; все остальное — эпизоды».
***
Один из вариантов для комедии «Горе от ума».
Молодой дворянин Чацкий возвращается в Москву к своей возлюбленной Софье, с решением жениться на ней. Но оказывается она влюблена в другого, в секретаря ее отца Молчалина. Узнав кто ее избранник, Чацкий разочаровывается в Софье.
Общаясь, Чацкий произносит монологи, в которых обличает московское общество. Софья пускает слух о сумасшествии Чацкого. В конце концов, Чацкий собирается покинуть Москву.
Вроде ничего особенного и нет – обычный сюжет: любовный треугольник, а ругать и критиковать – у нас умеет каждый. В чем же сила комедии – но это мы рассмотрим на этапе интерпретации произведения, чуть позже.
***
Сюжет «Горя от ума», «план» объяснил наиболее полно и ясно сам Грибоедов.
В письме к Катенину он писал: «Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок: „Шутить и век шутить, как вас на это станет!“
Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: „Не человек! змея!“ — а после, когда вмешивается личность „наших затронули“, предается анафеме: „Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!“. Не терпит подлости: „Ах! боже мой, он карбонарий“.
Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована на счет своего сахара медовича. Что же может быть полнее этого?»
***
Думаю, что читатель сможет изложить свою версию сути сюжета. При каждом последующем прочтении – эта суть будет изменяться, становиться более емкой и краткой. Но чтобы это происходило, нужна итерационная техника – от общего к частному, от частного – к общему и тд.
Т.е. изучаем детали – формулируем общее, следующая итерация – поняв общее – лучше понимаем детали, вновь изучаем детали – и более четко формулируем общее и тд.
Каждый раз детали наполняются новым смыслом, это связано и с тем что мы лучше стали понимать – о чем речь (общее), больше внимания уделяем на то, что ранее не замечали, и возможно, наш новый жизненный опыт, приобретенный за время между прочтениями более глубоко раскрывает детали.
*****
Третий шаг – перечислить основные части книги, показать, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены относительно друг друга.
Второй и третий шаг могут показаться в чем-то одинаковыми. Но второй шаг делает акцент на целостности, третий шаг- на сложном внутреннем устройстве произведения – на организации ее частей. Нельзя постичь целое – не видя его частей.
В тоже время основные части книги можно увидеть лишь в тот момент, когда вы поймете ее суть.
Или проще: прочитали, т.е. прошли по частям повествования – сложили части в целое – поняли сущность – поняв сущность стало более понятно какие части лежат в основе книги.
На третьем шаге мы анализирует структуру произведения более детально.
Хорошую аналогию приводит Адлер в своей книге «Как читать великие книги». Это аналогия с архитектурой.
«В хорошей книге, как в хорошем доме, все части упорядочены. …. Наиболее удобочитаемая книга – это архитектурное достижение автора. Лучшие книги, как правило, имеют четкую и очевидную структуру».
*****
Анализировать структуру можно несколькими способами.
Первый способ: используя термины для классификации сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Экспозиция — часть произведения, предшествующая началу развёртывания структуры произведения, предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.
В первом действии, мы знакомимся с местом, где происходят события комедии – домом Фамусова. И также с основными персонажами Софья, Лиза, Фамусов, Молчалин, Чацкий.
Узнаем, что Софья влюблена в Молчалина. Это — экспозиция сюжета.
Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.
Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна героиня, Софья.
Вторая сюжетная линия — социальная — обусловлена идеологическим противостоянием Чацкого и косной общественной среды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего».
Кульминация — момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении (роман, пьеса, фильм и т. п.) .
Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина.
Мы также знаем, что параллельно с любовным развивается и социальный конфликт На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третьего действия.
Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета.
Развязка наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена (IV, 14) развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии.
В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское общество.
Классификация по составляющим сюжета – это только один способ аналитического этапа.
*****
Второй способ: не просто перечислить части книги, но и показать как они организованы между собой.
Причем части, которые вы выделите, не всегда совпадут с делением автора. Я воспользуюсь делением, которое предложил автор комедии. Для этого ответим на несколько вопросов.
1. Как автор реализовал свой замысел, в скольких частях.
Автор реализовал свой замысел в 4 действиях и 61 явлении.
1-е действие состоит из 10 явлений.
2-е действие состоит из 14 явлений.
3-е действие состоит из 22 явлений.
4-е действие состоит из 15 явлений.
2. О чем идет речь в каждой части.
В первом действии, — знакомство с основными действующими персонажами: Лиза, Софья, Молчалин, Фамусов, Чацкий.
Утро в доме Фамусова, ночная встреча Софьи с Молчалиным, заигрывание Фамусова с Лизой, сон Софьи, приезд Чацкого (6 явление), недоумение Фамусова – кто жених.
В первых действиях определены характеры главных героев и даны сведения из их жизни. Фамусов рассказывает, как воспитывалась Софья и чем может быть обусловлено ее поведение. Фамусов сообщает и откуда появился Молчалин. Мы узнаем, что Софья и Чацкий воспитывались совместно.
Во втором действии, — Фамусов и слуга Петрушка заполняют календарь, Чацкий и Фамусов – первые колкости Чацкого, приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, реакция Софьи на падение, недоумение Чацкого, сцена Молчалина с Лизой.
В третьем действии, — объяснения Чацкого с Софьей, диалог Чацкого с Молчалиным, вечер- приезд гостей в дом Фамусова, знакомство с новыми персонажами: Наталья Дмитриевна, князь Тугоуховский, княгиня и 6 дочерей, графини Хрюмины, Загорецкий, Хлестова, заявление Софьи – Чацкий не в уме(14 явление), « с ума сошел» — распространение слуха между гостями.
В четвертом действии, — гости разъезжаются, Чацкий и Репетилов, разоблачение Софьей Молчалина (явление 12), отъезд Чацкого («карету мне, карету»), «что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! – так заканчивается комедия монологом Фамусова.
Уверен, что у Вас получится намного лучше передать содержание частей. Моя же задача – лишь показать, как это может выглядеть. Творчество – за Вами, уважаемые читатели.
*****
Третий способ: более глубокая детализация на уровне более мелких составляющих произведения — явлениях.
В первом явлении первого действия автор показывает ……
И тд, по всем явлениям.
Для удобства используйте Метод Q3POC
Чтобы не запутаться – используйте ментальные карты и другие методы графического представления, которые были рассмотрены в следующих статьях:
Графические приемы работы с текстом
Технологии чтения. Еще одна техника конспектирования
Современные методы конспектирования
Виды письменной фиксации при работе с текстом. Выписки из текста
Виды письменной фиксации при работе с текстом. Заметки, планы, конспекты
Найдите свой способ фиксации содержания произведения. То что изложено вами на бумаге – запоминается. Но важно и то, как это изложено, переписать произведение в виде конспекта – не самоцель, — наоборот внутренней работы для запоминания здесь может и не быть. А вот своим словами составить план произведения – это уже шанс, что содержание запомнится надолго.
*****
Безусловно, лучше использовать все три способа анализа: по классификации сюжета, по крупным частях и по мелким частям.
Таким образом, вы ничего не упустите, а последовательно проходя по этим способам лучше поймете построение структуры произведения.
****
Резюмирую:
Мы можем помнить в целом о чем книга, но когда речь заходит о деталях – то это уже давно вылетело из памяти.
Причина в том, что мы привыкли анализировать поступки героев, идею, переживать, получать эмоции, удовольствие от чтения. Все это правильно и нужно.
Но мы никогда, возможно я слишком категоричен, но думаю, что действительно никогда не пытались углубиться в детали, никогда не изучали отдельные части, никогда не пытались увидеть, как эти части составляют целое.
Мы забываем про части, считая, что они не важны и забываем их. Но часто именно из деталей мы можем понять, то главное что заложил писатель в свое произведение. А понимая структуру произведения – мы запоминаем его.
Если возникли вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.
С уважением, Медведев Николай.