Продолжаем тему «Как читать художественное произведение». Начало здесь.
Итак, мы прочли комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», прошли первую «стадию восторга».
Разобрались с ошибками первого прочтения.
Надеюсь, что читатели уже поняли – в чем заключается смысл чтения художественного произведения.
Он не в том, чтобы узнать факты событий, их можно узнать из справочника, он также не в том, чтобы показать жизнь народа в старое или любое другое время. Не только в этом.
Формула «Сюжет не равен сути произведения», думаю, будет более понятен.
Писатель хочет передать внутренние переживания, эмоции. Но как это сделать? Просто описать эмоции сложно, вот он и вложил их в своих героев. Читатель, сопереживая им в свою очередь ощущает эти эмоции на себе. Чем гениальнее писатель, тем глубже произведение, тем глубже эмоциональные переживания.
Возможно, этим и отличается классика от множества пустых описательных книг. В них лишь описание событий, ничего более. Да это бывает завлекательно. Но это всего-навсего интересный сюжет. Ничего для души, для развития, для духовного роста. И уж тем более для повторных чтений. Зачем – сюжет и так понятен.
*****
Зачем же перечитывать уже прочитанное?
В свое время меня заинтересовало следующее.
«Недавно как-то мне случилось, — пишет Достоевский, — говорить с одним из наших писателей (большим художником)... Я именно заметил ему перед этим, что я, чуть не сорок лет знающий „Горе от ума», только в этом году понял как следует один из самых ярких типов этой комедии, Молчалина, и понял именно, когда он же, т. е. этот самый писатель... разъяснил мне Молчалина, вдруг выведя его в одном из своих сатирических очерков".
Ну, думаю, если уж Достоевский за 40 лет что-то упустил, то, что говорить о простом читателе.
И другое: «Если Пушкин приходит к нам с детства, — пишет А. Твардовский, — то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами».
Значит что-то стоит за простым пониманием только сюжета. Значит, стоит более глубоко проникнуть в изучение классического произведения. Значит, есть смысл дойти до 7-го уровня понимания.
Попробуем и мы проделать этот путь. И сегодня перейдем к этапу аналитическому. Затем – к этапу – интерпретационному, затем – к этапу критическому.
Аналитический этап прочтения
Мы привыкли все анализировать. Т.е. раскладывать целое на составляющие. Это могут делать 95 % людей. И лишь 5 % могут синтезировать, т.е. из результатов анализ создавать что-то новое. Но об этом в другой раз.
Итак – анализ.
Начнем с первого шага аналитического этапа – поймем, что это за произведение. Как его можно классифицировать.
Это комедия, это пьеса. Это знают все.
Но почему – комедия? И что такое пьеса? Это знают уже далеко не все. Будем разбираться.
Комедия
КОМЕДИЯ — один из жанров драматургии (основные — трагедия, комедия, драма). Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
Комедия может быть лирической (построенная на мягком юморе и исполненная симпатией к своим персонажам) и сатирической (направленная на уничижительное осмеяние общественных пороков и недостатков).
Наличие комических персонажей и комических ситуаций, в которые попадают герои, дают полное основание считать «Горе от ума» комедией.
Но в основе комедии Грибоедова лежит также и элемент драмы, в виде драматического конфликта героя и общества. Сочетание — комедийного и драматического в пьесе очень органично.
Пьеса
Под термином «пьеса» в литературе всегда подразумевалось прозаическое либо поэтическое произведение, написанное для постановки на сцене.
Пьеса отличается от романа, тем, что повествование в ней передается путем описания действий и прямого цитирования слов персонажей в виде диалогов и монологов.
В пьесах мы увидим минимум «авторских слов», автор здесь не ведет рассказ от своего имени, что часто делается в романах.
Кроме монологов и реплик (слов действующих лиц в диалоге), пьесе есть – ремарки.
Ремарка (франц. remarque – пояснение), — это лаконичное авторское высказывание, указывающее место и время действия, оформление сцены, психологическое состояние персонажей, их жесты, мимику. В общем, выполняет чисто служебную функцию.
Из них актеры узнают, как произносить свои реплики: тихо, громко, задумчиво и т. д. В ремарках также говорится, сколько героев на сцене, когда кто-то приходит или уходит.
Другие особенности комедии
В построении комедии присутствуют черты классицизма, а именно – соблюдение трех единств: «единство места, времени и действия», наличие больших монологов и «говорящие» фамилии некоторых персонажей.
Так принцип триединства в драматургии предполагает чтобы зритель сохранял полную иллюзию реалистичности происходящего на сцене. Т.е. все события происходили бы в течении времени потраченного зрителем: 3-4 часа (допускается в течении дня). Что собственно и наблюдаем в комедии «Горе от ума» — все события одного дня.
По своему содержанию комедия Грибоедова является произведением строго реалистическим.
Грибоедов использовал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства начала XIX века и воспроизвёл её как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода.
Еще одно свойство этой комедии — отказ Грибоедова от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала, где добродетель торжествует, а порок наказан. Это тоже проявление реализма – где нет однозначных финалов: жизнь слишком сложна, чтобы быть предсказуемой и однозначной.
Отметим также, что в комедии «Горе от ума» две сюжетные линии: любовная и социально-политическая, и центральным героем обеих является Чацкий.
******
Итак, мы рассмотрели форму произведения, далее рассмотрим ее содержание.
Мы также узнали много познавательной информации, хоть и очень кратко. При желании вы сможете углубить свои знания, читая книги по литературоведению.
Чтобы не перегружать читателя, думаю, что для одной статьи информации достаточно. Продолжим аналитику, в части содержания, в следующий раз.
С уважением, Медведев Николай.
[…] Мы даже знаем, почему это комедия и в чем особенности пьесы. Об этом здесь. […]