CqQRcNeHAv

«Как читать художественное произведение. Аналитический этап, ч.1»

Продолжаем тему «Как читать художественное произведение». Начало здесь.

горе от умаИтак, мы прочли комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», прошли первую «стадию восторга».

Разобрались с ошибками первого прочтения.

Надеюсь, что читатели уже поняли – в чем заключается смысл чтения художественного произведения.

Он не в том, чтобы узнать факты событий, их можно узнать из справочника, он также не в том, чтобы показать жизнь народа в старое или любое другое время. Не только в этом.

 

Формула «Сюжет не равен сути произведения», думаю, будет более понятен.

Писатель хочет передать внутренние переживания, эмоции. Но как это сделать? Просто описать эмоции сложно, вот он и вложил их в своих героев. Читатель, сопереживая им в свою очередь ощущает эти эмоции на себе. Чем гениальнее писатель, тем глубже произведение, тем глубже эмоциональные переживания.

Возможно, этим и отличается классика от множества пустых описательных книг. В них лишь описание событий, ничего более. Да это бывает завлекательно. Но это всего-навсего интересный сюжет. Ничего для души, для развития, для духовного роста. И уж тем более для повторных чтений. Зачем – сюжет и так понятен.

*****
Зачем же перечитывать уже прочитанное?

В свое время меня заинтересовало следующее.

достоевский«Недавно как-то мне случилось, — пишет Достоевский, — говорить с одним из наших писателей (большим художником)... Я именно заметил ему перед этим, что я, чуть не сорок лет знающий „Горе от ума», только в этом году понял как следует один из самых ярких типов этой комедии, Молчалина, и понял именно, когда он же, т. е. этот самый писатель... разъяснил мне Молчалина, вдруг выведя его в одном из своих сатирических очерков".

 

 

 

Ну, думаю, если уж Достоевский за 40 лет что-то упустил, то, что говорить о простом читателе.

И другое: «Если Пушкин приходит к нам с детства, — пишет А. Твардовский, — то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами».

Значит что-то стоит за простым пониманием только сюжета. Значит, стоит более глубоко проникнуть в изучение классического произведения. Значит, есть смысл дойти до 7-го уровня понимания.

Попробуем и мы проделать этот путь. И сегодня перейдем к этапу аналитическому. Затем – к этапу – интерпретационному, затем – к этапу критическому.

Аналитический этап прочтения

Мы привыкли все анализировать. Т.е. раскладывать целое на составляющие. Это могут делать 95 % людей. И лишь 5 % могут синтезировать, т.е. из результатов анализ создавать что-то новое. Но об этом в другой раз.

Итак – анализ.

Начнем с первого шага аналитического этапа – поймем, что это за произведение. Как его можно классифицировать.

Это комедия, это пьеса. Это знают все.

Но почему – комедия? И что такое пьеса? Это знают уже далеко не все. Будем разбираться.

Комедия

комедияКОМЕДИЯ — один из жанров драматургии (основные — трагедия, комедия, драма). Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

 

 

 

 

Комедия может быть лирической (построенная на мягком юморе и исполненная симпатией к своим персонажам) и сатирической (направленная на уничижительное осмеяние общественных пороков и недостатков).

Наличие комических персонажей и комических ситуаций, в которые попадают герои, дают полное основание считать «Горе от ума» комедией.

Но в основе комедии Грибоедова лежит также и элемент драмы, в виде драматического конфликта героя и общества. Сочетание — комедийного и драматического в пьесе очень органично.

Пьеса

пьесаПод термином «пьеса» в литературе всегда подразумевалось прозаическое либо поэтическое произведение, написанное для постановки на сцене.

 

 

 

 

Пьеса отличается от романа, тем, что повествование в ней передается путем описания действий и прямого цитирования слов персонажей в виде диалогов и монологов.
В пьесах мы увидим минимум «авторских слов», автор здесь не ведет рассказ от своего имени, что часто делается в романах.

Кроме монологов и реплик (слов действующих лиц в диалоге), пьесе есть – ремарки.

Ремарка (франц. remarque – пояснение), — это лаконичное авторское высказывание, указывающее место и время действия, оформление сцены, психологическое состояние персонажей, их жесты, мимику. В общем, выполняет чисто служебную функцию.
Из них актеры узнают, как произносить свои реплики: тихо, громко, задумчиво и т. д. В ремарках также говорится, сколько героев на сцене, когда кто-то приходит или уходит.

Другие особенности комедии

классицизмВ построении комедии присутствуют черты классицизма, а именно – соблюдение трех единств: «единство места, времени и действия», наличие больших монологов и «говорящие» фамилии некоторых персонажей.

 

 

Так принцип триединства в драматургии предполагает чтобы зритель сохранял полную иллюзию реалистичности происходящего на сцене. Т.е. все события происходили бы в течении времени потраченного зрителем: 3-4 часа (допускается в течении дня). Что собственно и наблюдаем в комедии «Горе от ума» — все события одного дня.

По своему содержанию комедия Грибоедова является произведением строго реалистическим.

Грибоедов использовал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства начала XIX века и воспроизвёл её как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода.

Еще одно свойство этой комедии — отказ Грибоедова от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала, где добродетель торжествует, а порок наказан. Это тоже проявление реализма – где нет однозначных финалов: жизнь слишком сложна, чтобы быть предсказуемой и однозначной.

Отметим также, что в комедии «Горе от ума» две сюжетные линии: любовная и социально-политическая, и центральным героем обеих является Чацкий.

******
Итак, мы рассмотрели форму произведения, далее рассмотрим ее содержание.

Мы также узнали много познавательной информации, хоть и очень кратко. При желании вы сможете углубить свои знания, читая книги по литературоведению.

Чтобы не перегружать читателя, думаю, что для одной статьи информации достаточно. Продолжим аналитику, в части содержания, в следующий раз.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Один комментарий к записи “«Как читать художественное произведение. Аналитический этап, ч.1»”

  1. […] Мы даже знаем, почему это комедия и в чем особенности пьесы. Об этом здесь. […]