CqQRcNeHAv

Искажение информации

В предыдущей статье  был рассмотрен один из базовых принципов работы с информацией – Полнота восприятия.

Уметь читать, это не только считывать печатные знаки, это и чтение природы, музыки, танца, искусства.  Это и чтение своих желаний, это и чтение знаков Судьбы, которых мы не замечаем и пропускаем, довольствуясь общим информационным фоном, заглушающим все эти сигналы.

Но информацию можно воспринимать  более полно и насыщенно.   Знаете ли вы, что чукча воспринимает до 20 оттенков снега, в то время как обычный человек – только 3.  Высокая чувствительность и у художников, о чем было упомянуто в предыдущей статье.

Вот пример: чувствуете ли вы разницу в оттенках этих 3-х квадратов. квадратЕсть такие уникальные люди «слухачи», есть дегустаторы, различающие тончайшие оттенки аромата. Дегустатор Дженнаро Пеллица, который работает в британской компании Costa Coffee, умеет различать тысячу ароматов кофе.

Это лишь яркие примеры, показывающие, что наше восприятие можно совершенствовать до бесконечности.

Как это связано с технологиями чтения ? 

Самым прямым образом. Читая мы считываем данные и превращаем их в информацию. Но это считывание неполное. Полнота зависит от нашего внимания и знаний, позволяющих воспринять информацию (тезаурус). И от наших способностей, а также от целей и желаний.

Есть такая информация (за точность исследований не ручаюсь, но суть думаю где-то рядом). Так вот, есть 3 типа людей: первый тип – у них нет желаний, таких 90 %, второй тип – люди желаний и только, не пытаются действовать – 9 %, третий тип – имеющие цели и достигающие их – 1 %.

В общем, чтение бывает и такое:

«Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а все без толку»

(Евгений Онегин, А.С. Пушкин).

Но отвлеклись, продолжим.

Минимизация искажений

Другой важный принцип, лежащий в основе эффективной работы с информацией – это минимизация искажений воспринимаемой информации.

В процессе восприятия любых данных происходит следующий процесс:

информация этапы Этап 1: Данные проходят через физический канал восприятия. Таким каналом служат наши органы чувств (слуховое, зрительное и тактильное восприятие). Но этот канал работает не на 100 %, т.е. мы воспринимаем не весь поток данных, а только тот на котором сфокусировано Ваше внимание.

Как работает физический фильтр: фокус внимания Как показано на рисунке, фокус внимания сосредоточен только на данных, поступающих с «желтой зоны». Вы наверняка замечали подобное: если ваше внимание сосредоточено на чем-то конкретном, то вы замечаете только относящееся к этому конкретному. Все остальное как бы выпадает из зоны восприятия.

Таким образом, результатом обработки на этапе 1 является информация, прошедшая через физические фильтры. При этом существенные ограничения на пропускную способность канала восприятия оказывают наше эмоциональное состояние, отвлекающие внешние факторы, ведущие модальности восприятия (аудиал, визуал, кинестетик) и ряд других факторов.

Есть другой тип восприятия – мастерский, но об этом поговорим чуть позже. Поймем сначала, то, что можно достичь уже в этой жизни, а не в следующих.

Этап 2. Семантический. Тезаурус – это совокупность тех сведений, которыми облает конкретный человек. Семантика (семантический фильтр) от греческого слова – обозначающий.

Информация, прошедшая через первый фильтр (физический) попадает в зону действия семантического фильтра. И если какие-то понятия, слова, термины, явления нам непонятны, то мы их не воспринимаем. Соответственно часть информации теряется.

И причина в основном обусловлена нами самими, нашими знаниями, опытом, умениями, кругозором, тезаурусом. Та информация, которая нами понята, проходит на обработку в следующий фильтр — Прагматический, т.е. несущий практическое значение.

Этап 3. Прагматический. Мы выбираем ту информацию, которая может оказаться полезной для решения конкретной задачи.

Из информации, дошедшей до этого фильтра, большая часть окажется либо ненужной информацией, либо избыточной. Мы возьмем только полезную информацию. Отличать одну от другой, естественно, нужно учиться, но это уже другая тема.

Резюмируя сказанное выше: Поток данных, прежде чем превратиться в полезную информацию проходит ряд этапов. На каждом этапе процесс подвергается шумовому воздействию (с позиции терминологии теории информации).

На выходе имеем информацию, отфильтрованную и отвечающую решению конкретной задачи. Информация на выходе – это окрашенная информация, окрашенная нашими особенностями восприятия, нашими знаниями. Это субъективная информация об объективной действительности.   Т.е. искаженная информация.

Задача наиболее полного и эффективного усвоения входящих данных заключается в решении следующих моментов:

1. Расширить зоны восприятия входной информации. За счет развития физического канала – развития ведущих модальностей. За счет снятия шумовых воздействий, ограничивающих восприятие. Например, если эмоционально взволнован, то реакция на поступающую информацию будет неадекватной. Задача – ровный эмоциональный фон при любых ситуациях.

2. Расширять свой Тезаурус. Словарный запас, знания, кругозор, навыки.

3. Четко понимать – для каких целей будет использоваться информация. Для решения каких задач. На этом пока остановимся.

Возможно кто-то скажет, зачем эта полнота и неискаженность ? Об этом будет в следующей статье, где мы поговорим о структуре нашей психики, где собственно и расположен тот Потенциал личности, о развитии которого так много говорят.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Один комментарий к записи “Искажение информации”

  1. […] Это обусловлено неполнотой восприятия данных (см.статью «Информация и мировосприятие»). Как пример: расширив диапазон восприятия как у экстрасенсов, можно видеть то, что не видят остальные. Кроме этого данные искажаются нашими внутренними фильтрами (об этом в статье «Искажение информации»). […]