
Здравствуйте уважаемые читатели !
Продолжим тему – умение работать с информацией. Сегодня чуть подробнее о восприятии данных.
Почему одно и то же событие у разных людей вызывает разную реакцию ?
Потому- что мы разные, разное мировоззрение и тд, — это самый очевидный ответ.
Данные о событии имеют разную ценность для человека. Он пытается выделить наиболее важные для него, затем используя свой тезаурус — преобразует их в информацию. На основе которой делает выводы.
Что здесь самое важное, что нужно понять.
Данные не могут быть полностью преобразованы в информацию. Ни один сигнал до конца не может быть преобразован в информацию, т.к это означало бы познание всей полноты объективного мира.
Здесь стоит задуматься, прежде чем идти дальше.
Ограниченность нашего восприятия
Мы можем иметь лишь частичное представление о предмете или событии. И у каждого оно будет свое. Восприятия разных людей в чем то пересекаются, в чем-то уникальны. Но охватить полностью предмет – даже в своей совокупности эти восприятия не могут. Границы изучаемого предмета до сих пор бесконечны.
И что из этого следует, на что это влияет ?
Ведь многие живут в узких рамках своих знаний и представлений и ничего, некоторые даже счастливы.
И наоборот, в книге Екклесиаста сказано: «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [Еккл.1, 18]».
А влияет это на наше поведение и наши решения.
Мы что-то наблюдаем, эмоционально на это реагируем, анализируем эту информацию и делаем выводы, основанные на наблюдениях и чувствах, и затем поступаем тем или иным способом.
Начинается все с наблюдения – это регистрация происходящего во внешней среде. Наблюдаем мы посредством всех органов чувств.
Но наблюдения фильтруют поступающие данные на основании нашего прошлого опыта. И этим самым блокируются огромные объемы данных, которые потенциально нам доступны.
Мы отбираем лишь те данные, которые способны усвоить и классифицировать. Или короче так: мы думаем и говорим не о том, что видим, а видим то, о чем способны думать и говорить.
Происходит искажение восприятия. И здесь действуют защитные механизмы: например, отрицания – это отказ видеть некоторую информацию, или проекция – видим то, что на самом деле происходит в нас. К тому же наши потребности искажают наше восприятие.
Наше критическое полушарие (правое) вызывает разнообразные искажения восприятия.
Нам бы остановиться, подумать, определить свои представления, стереотипы и предвзятость, но как правило мы не тратим время на рефлексию и на понимание того, что происходит внутри нас.
Мы выучили свои роли и следуем им.
Итак, к чему мы подошли.
Наши выводы делаются на основе поступающих данных и наших знаний (фильтров). Но данные воспринимаются не адекватно, и мы постоянно совершаем ошибки в наших выводах.
Если наши знания неполны и кроме того, если наши чувства искажают данные своими эмоциональными реакциями, то и наш анализ и суждения будут ошибочными. А значит и наши действия не будут отвечать нашим истинным желаниям.
Все наши выводы стоят ровно столько, сколько стоят факты, лежащие в их основе. Проще говоря, точность восприятия входящих данных определяет адекватность поведения.
Но мы можем минимизировать неадекватность, попытавшись минимизировать искажения информации на входе и повысив воспринимаемый объем данных.
Приведу несколько красочных примеров, из области Искусства видеть мир.
Искусство видеть Мир
У Константина Паустовского в его «Золотой розе» есть такой эпизод:
« Как видеть, как воспринимать свет и краски — этому могут научить нас художники. Они видят лучше нас. И они умеют помнить увиденное.
Когда я был еще юным писателем, знакомый художник сказал мне:
— Вы, мой милый, еще не совсем ясно видите. Несколько мутновато. И грубо. Судя по вашим рассказам, вы замечаете только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное.
— Что же я могу поделать! — ответил я, оправдываясь — Такой уж глаз.
— Ерунда! Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.
Я послушался художника, и действительно — и люди и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо.
И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени. Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей! Сколько интересного необратимо ушло, и его уже не воскресишь!»
Еще пример:
Французский художник Монэ приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. Работал Монэ в обыкновенный лондонский туманный день. На картине Монэ готические очертания аббатства едва выступают из тумана. Написана картина виртуозно.
Когда картина была выставлена, она произвела смятение среди лондонцев. Они были поражены, что туман у Монэ был окрашен в багровый цвет, тогда как даже из хрестоматий было известно, что цвет тумана серый.
Дерзость Монэ вызвала сначала возмущение. Но возмущавшиеся, выйдя на лондонские улицы, вгляделись в туман и впервые заметили, что он действительно багровый.
Тотчас начали искать этому объяснение. Согласились на том, что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма. Кроме того, этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома.
Но как бы там ни было, Монэ победил. После его картины все начали видеть лондонский туман таким, каким его увидел художник. Монэ даже прозвали «создателем лондонского тумана».
Пример из области музыки:
Дебюсси был первым композитором, который писал музыку природы. Ее монотонную утонченность.
Мы привыкли к мелодиям, но в природе нет повторяющихся мелодий. Пение птиц очень скоро наскучило бы нам, если бы они действительно пели мелодии, сведя этим на нет всю поэзию.
Мелодии скоро становятся избитыми, но вот пение птиц — никогда, потому что они не повторяются и постоянно ускользают от нас.
В произведениях Дебюсси можно услышать музыку духа природы. Каждая нота – это отражение неповторимости каждого ее звука.
Но можно просто слушать, а можно и учиться слышать. Тогда откроется гораздо большее.
Мы привыкли выражать свои мысли с помощью слов и не знаем более лучшего способа. Хотя математики выражают свои мысли- через формулы, художники – через картины, композиторы – через музыку, танцоры- через танцы.
Нам непонятен этот язык, а то что непонятно, мы не воспринимаем. Так и складывается наша картина мира. А как она влияет на нашу жизнь, мы поговорим в следующий раз.
А пока послушайте пение птиц:
Дрозд певчий: Дрозд певчий
Жаворонок лесной: Жаворонок лесной
Жаворонок полевой: Жаворонок полевой
С уважением, Медведев Николай.
[…] предыдущей статье был рассмотрен один из базовых принципов работы с […]
[…] обусловлено неполнотой восприятия данных (см.статью «Информация и мировосприятие»). Как пример: расширив диапазон восприятия как у […]
Очень интересная статья! Подскажите, есть ли продолжение?
Можно почитать вот это:
1. Информация и наш характер. Какая связь ? tehread.ru/informatsiya-i...akaya-svyaz.html
2. Искажение информации. tehread.ru/iskazhenie-informatsii.html
3. Собственная система работы с информацией. tehread.ru/sobstvennaya-s...ormatsiey.html
4. Умение работать с информацией. tehread.ru/umenie-rabotat-s-informatsiey.html
5. Умение работать с информацией (часть 2). tehread.ru/chtenie-dlya-rezultata.html
СПАСИБО!!!
К сожалению, открылись не все страницы по указанным ссылкам. Сколько ни пробовал разными путями не открываются:
3. Собственная система работы с информацией. tehread.ru/sobstvennaya-s...ormatsiey.html
5. Умение работать с информацией (часть 2). tehread.ru/chtenie-dlya-rezultata.html
При открытии страницы активированием ссылки или вставляя ее в браузер появляется страница с надписью — Ошибка 404 — Страница не найдена.
Пока не понял почему не открываются ссылки.
Могу предложить набрать в верхнем правом углу блога — в поиске — «умение работать с информацией». Возможно так будет быстрее.
Спасибо! Этот способ я не использовал и так получилось — ввел только 3 тему, а открылись сразу обе недостающие!
Николай, подскажите, пожалуйста, в каком порядке надо изучать эту информацию — в том, в котором вы мне указали или в хронологическом? Но, если идти в хронологическом порядке, то получается, что сначала будет идти статья «Умение работать с информацией», потом «Собственная система работы с информацией», а после нее «Умение работать с информацией (часть 2)», т.е. разбивается последовательность двух частей. Или нужно сначала эти две части прочесть, а потом уже все остальные в хронологическом порядке?
Константин, возможна такая последовательность (хронологическая), можно войти в рубрику Анонсы статей (это вверху блога) и двигаться с 4 страницы к 3 и 2.
1. Умение работать с информацией.
2. Информация и мировосприятие.
3. Искажение информации.
4. Информация и наш характер. Какая связь ?
5. Собственная система работы с информацией.
6. Умение работать с информацией (часть 2)
7. Графические приемы работы с текстом
8. Nota bene или пометки в книге
9. Виды письменной фиксации при работе с текстом. Выписки из текста.
10. Виды письменной фиксации при работе с текстом. Заметки, планы, конспекты.
11. Современные методы конспектирования.
12. Технологии чтения. Еще одна техника конспектирования.
Полезного чтения !
Спасибо! Так и сделаю.
[…] статье «Информация и мировосприятие» я уже описывал особенность творчества композитора […]