CqQRcNeHAv

Еще раз о целях чтения

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

В предыдущей статье «Как читать в 10 раз быстрее» я говорил о необходимости определять цели чтения.

У многих может возникнуть вопрос: а какие могут быть цели чтения?

Об этом поговорим ниже.

Цели чтения художественной литературы

Мы читаем художественную литературу ради удовольствия.

кошка

Можно ли считать это целью?

В какой-то степени можно, если мы способны оценить результат – удовольствие получено или нет. Но в данном случае цель плохо определена, не конкретна.

Чем более конкретно поставлена цель – тем эффективнее чтение. Например, конкретная цель: из сводки погоды, узнать прогноз на завтра. Или из книги – узнать возраст главного героя.

Цель запомнить содержание может и не стоять. Задача – погрузиться в сюжет и получить удовольствие от самого процесса чтения.

Если мы точно знаем, что означает получить удовольствие от чтения, то безусловно – это может быть и целью. И после чтения мы сможем проверить – достигнута цель или нет.

Художественное переживание

А вам знакомо художественное переживание?

сознание

Логику сюжета мы можем уловить – это не сложно. Но художественно слово – это не только логика, оно несет не только словесный смысл. Это прежде всего – образный смысл. И в художественном произведении – множество этих образов.

Так вот, — чтобы получать от художественного произведения эстетическое воздействие, необходимо развивать зрительные или образные компоненты мышления. То, что называется визуальным мышлением.

Есть ли у вас яркая образность восприятия, т.е. способность генерировать «кино из образов» ? Такая способность, чтобы чтение превращалось в увлекательный фильм, состоящий из образов.

Кстати, именно образное восприятие позволяет повысить скорость чтения художественных книг.

Те читатели, которые пропускают описания природы, обстановки, внешнего вида и тд. – а ищут в тексте лишь логику развития событий, теряют эту образность. Отвлечения писателя от основного сюжета для таких читателей кажется ненужным и эти места обычно пропускают.

природа

Какое уж тут эстетическое воздействие и художественное переживание. Так, сюжет ясен и этого достаточно.

Таким образом получать удовольствие от чтения — этому тоже нужно учиться. Хотя бы развивая образность восприятия.

*****

В то же время, художественная книга – это одна из форм искусства.

«Задача искусства — дать эстетическую и нравственную оценку всех существенных явлений жизни, в том числе и отрицательных, чтобы помочь человеку понимать себя, поднять веру в себя и развить стремление к истине, бороться с пошлостью, уметь найти в людях хорошее, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все, чтобы люди стали благородными, сильными, могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты». М. Горький.

Т.е. результатом чтения, кроме удовольствия от самого процесса чтения, может быть и лучшее понимание себя и происходящего вокруг. Т.е. развитие себя как личности.

Понять психологию и логику поступков можно набивая шишки через собственный опыт, но можно и через чтение хороших книг. И разумеется, через последующие размышления, по-научному – рефлексию.

Как у вас с рефлексией?

Об этом стоит задуматься, не так ли?

*****

Но не всегда чтение художественной литературы только для удовольствия. Например, студенты изучают литературу, чтобы правильно оценить произведение. И здесь только образного мышления недостаточно. Здесь нужен свой алгоритм чтения.

Об этом алгоритме, - глубоком изучении произведения, — я писал в серии предыдущих статей на примере комедии Грибоедова «Горе от ума». Те читатели, которые осилили эти статьи, уверен, помнят и сюжет и детали и смыслы. Начало серии статей здесь.

Такой глубокой проработки требуют, безусловно, не все произведения, а наиболее выдающиеся.

Вы можете чуть подробнее узнать о таких великих книгах в моей статье «Великие книги. Что это за книги? И почему важно изучать их?».

*****
Итак, целями чтения художественной литературы могут быть:

1. Получение эстетического удовольствия.

2. Расширение своего кругозора, опыта, углубление мировоззрения, мыслей, чувств.

Получение ответов на насущные вопросы, касающиеся взаимоотношений людей, происходящих событий. Всего того, что не всегда позволяет получить только собственный опыт.

И здесь уместно привести высказывание: «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» — эти слова принадлежат Исааку Ньютону (Письмо Роберту Гуку, 1676 г).

3. Глубокое изучение произведения. Цели здесь могут быть как локальные, — запомнить основные идеи для экзамена, теста, так и более глобальные – понять автора и те смыслы, которые он вложил в произведение.

*****

В целом, это цели - эстетические, мировоззренческие и учебные.

Разумеется, этим не ограничивается чтение художественной литературы, но надо же с чего-то начать.

На этом пока все.

В этой статье я использовал метод постановки вопросов, чтобы делать паузы для размышления. По сути, эти вопросы должны были бы возникнуть у читателя. О таком способе я писал здесь.

В следующей статье рассмотрим цели чтения нехудожественной литературы и уровни извлечения информации при этом чтении.

Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

3 комментария к записи “Еще раз о целях чтения”

  1. […] предыдущей статье мы рассмотрели цели чтения художественной […]

  2. Елена:

    Спасибо большое за статью! Цель моей подписки на Ваши статьи мне совершенно ясна: остановиться и осознать Что, как и зачем я читаю. Это очень важно, потому что чтение на самом деле влияет на наши мысли, настроение, а через это и на саму нашу жизнь. Еще раз спасибо!

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Елена за Ваш отзыв!

      Действительно книги влияют на наше мировоззрение. Недаром французский критик Шарль Блан сказал: «Скажи,что ты читаешь, и я скажу,кто ты».

      У Чехова в «Рассказе неизвестного человека» есть такое место о барине: «Говорят: скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты. Это, быть может, и правда, но судить об Орлове по тем книгам, какие он читал, положительно нельзя. То была какая-то каша.»

      По сути бессистемное чтение создает подобную кашу. Поэтому для меня особенно приятно, что есть читатели которые стараются осознанно подходить к чтению.

      С уважением, Медведев Николай.